Описание трансмиссионного масла 75w90, расшифровка и характеристики
Содержание:
- Маркировка моторного масла по API
- Классификация моторных масел API для 2-тактных двигателей
- Основные особенности и виды масел
- Функционал сервисного режима
- Классификация вязкости трансмиссионного масла по API
- Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре
- Классификация по API
- Маркировка масла ACEA — что это
- Особенности выбора трансмиссионных масел
- SAE
- Рейтинг масел с показателем 75W90
- ГОСТ
- Основные характеристики трансмиссионных масел
- Различие масла по типу коробки
Маркировка моторного масла по API
Основное разделение спецификации осуществляется на 2 подгруппы.
Маркировка масла для дизельных двигателей
Состоянием на 2021 год актуальны такие стандарты.
- CF-4 – стандарт 1990 года, актуальный для двигателей с турбонаддувом и без него.
- CG-4 – актуален для турбированных ДВС с непосредственным впрыском топлива, выпускаемых после 1995 года.
- СН-4 – ужесточенная норма, позволяющая эксплуатировать масло на дизельных агрегатах, использующих горючее с примесью серы до 0,5% включительно.
- CI-4 – следующее поколение нормы, характеризующее смеси, предназначенные для тракторов, грузовиков и легковых автомобилей, оборудованных турбонагнетателем и непосредственным впрыском топлива.
- CG-4 – добавляет к предыдущим требованиям совместимость с сажевыми фильтрами.
Маркировка масел для бензиновых двигателей
Для бензиновых конструкций актуально применение таких маркировок API:
- SL – введен в 2001 году как заменитель устаревшим. Позволяет применение в двигателях, оборудованных турбиной и непосредственным впрыском.
- SM – дополняет прошлую версию и представлено как энергосберегающее.
- SN – самая новая версия спецификации – введена в 2010 г. В дополнение к ранним требованиям, масла совместимы с биоэтанолом.
Допуск SF – состоянием на 2021 год считается устаревшим.
Классификация моторных масел API для 2-тактных двигателей
Классификация API для 2-тактных двигателей имеет четыре уровня: TA, TB, TC для наземных транспортных средств и TD для использования на лодочных 2-тактных двигателеях. Производители рассматривают данную класификацию моторных масел как устаревшую. Эстафету приняла японская спецификация JASO, признанная в среде профессионалов. Международная специяикация ISO базируется на данной японской спецификации, опубликованной в 1997г.
Спецификации по API для дизельных двигателей.
CE *
«Требовательные» коммерческие дизельные двигатели (1987).Очень жесткие условия эксплуатации для нагруженных дизельных двигателей. Соответствует CD, усиленная защита от износа и высокотемпературных отложений, лучший контроль за окислением и расходом масла.
CF-4 *
«Требовательные» коммерческие дизельные двигатели (1991).Те же требования, что и для категории CE, но усиленная защита против отложений на поршнях и высокого расхода масла.
CF
Дизельные двигатели с непрямым впрыском (1994). Масла для строительной и карьерной техники, а также для двигателей, использующих дизельное топливо с высоким содержанием серы (>0.5%). Могут быть использованы вместо API CD. Иногда используются в дизельных двигателях для пассажирского транспорта.
CG-4
Коммерческие дизельные двигатели, работающие в под тяжелыми нагрузками (развитие API CF-4, 1995). Масла для двигателей, соответствующих ограничениям по выхлопам в США 1994 г. (дизельное топливо с содержанием серы ≤ 0.05%). Могут быть использованы с дизельным топливом, содержащим серу в количестве до 0,5%).
CH-4
Дизельные двигатели под очень высокими нагрузками, удовлетворяющие стандартам по выхлопам США (1998). Масла, соответствующие требованиям США 1998г. для двигателей с пониженным уровнем выхлопов, специально разработаны для дизельного топлива с содержанием серы не более 0,5%. Особенно эффективны в борьбе с коррозией, износом, сажей и окислением. Высокая сдвиговая стабильность и устойчивость к вспениванию. Продлевают срок службы двигателей, эксплуатируемых в самых разнообразных условиях. Перекрывая требования предыдущих стандартов, данные масла достаточно гибко могут быть использованы в разнородных парках техники.
CI-4
Дизельные двигатели под очень высокими нагрузками (2002). Масла для последних дизельных двигателей с пониженным выхлопом, перекрывает требования CH-4. Особенно подходит для оборудования, работающего на дизельном топливе с очень низким содержанием серы (менее 0,5%). Ужесточенные требования к свойствам масел и одновременное увеличение интервала замены масла в 2 раза. Увеличение срока службы двигателя
Также принимается во внимание более строгие требования к работе с системами доочистки выхлопных газов.
Новая версия, названная API CI-4 Plus была опубликована в 2004г. с целью улучшить совместимость с системами EGR
CJ-4
Представлена в 2006г для 4-тактных высокоскоростных двигателей, удовлетворяющих требованиям к выхлопам 2007 года
Эти масла были разработаны для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и рассчитанных на использование дизельного топлива с содержанием серы до 0,05%. Могут быть использованы вместо масел стандартов API CF-4, CG-4, CH-4, CI-4 и CI-4 Plus
* устаревшие спецификации, ровно как и API CA, API CB, API CC and API CD. CF и CG-4.
Классификация моторных масел API для 2-тактных дизельных двигателей.
CD-II | 2-тактные дизельные двигатели, работающие в сложных условиях (1988). Улучшенная защита от износа и отложений. Удовлетворяет требованиям уровня CD. |
CF-2 | 2-тактные дизельные двигатели, работающие в сложных условиях (1994). Более жесткие требования, чем API CD-II. Усиленная защита от износа поршневых колец и цилиндров. |
Основные особенности и виды масел
Смазка для трансмиссии имеет ряд определенных свойств, которые помогают продлить срок службы механизма. Ее задачей является не только снижать трение между деталями, но и способствовать охлаждению их при работе, бороться с коррозией, отложениями различного мусора, чаще всего это металлическая стружка. В состав могут входить и иные присадки, меняющие свойства жидкости. Выбор последней зависит от типа коробки передач, рекомендаций завода-производителя конкретной марки и модели автомобиля.
В зависимости от технологии масла для КПП можно разделить на три вида:
- Минеральное. Его получают из нефтепродуктов, предварительно очистив их от разнообразных примесей. Такая продукция отличается повышенной вязкостью, отлично подходит для коробок старого типа, использования в теплом климате. Для того чтобы продукт соответствовал допускам, в него добавляют разнообразные присадки.
- Синтетическое масло получают в лабораториях, используя разнообразные технологии, в частности химический синтез. Вязкость у таких смазок ниже, присадок добавляют меньше, так как продукт имеет хорошие показатели, отвечающие требованиям международных стандартов.
- Полусинтетические получают при смешении двух типов основ: минеральная и синтетическая 2 к 1, кроме этого, добавляют разнообразные присадки. По вязкости и качеству такое масло занимает золотую середину между представленными двумя типами, подходит для большинства транспортных средств.
Функционал сервисного режима
На всех моделях сигнализации Starline режим сервисного обслуживания можно включить курсорным способом через дисплей брелока-коммуникатора. Для этого, например, для охранной системы Старлайн А93 необходимо:
- Нажать и держать в таком состоянии клавишу 2 или 3 на брелоке.
- Дождаться звучания 1 мелодичного и 1 кроткого сигналов. На экране коммуникатора подсветится первая пиктограмма в нижней части дисплея.
- Для перемещения курсора влево следует использовать короткие нажатия клавиши 2, а вправо — использовать кнопки 3,4.
- При перемещении курсора пиктограмма будет мигать. Для включения/выключения режима «Valet» необходимо нажать и удерживать кнопку 1 коммуникатора до звучания 1 мелодии и 2 коротких сигналов. После того, как загорелся значок гаечного ключа на дисплее коммуникатора, необходимо выйти из системы управления.
- Курсорный способ активирования различных режимов работы автосигнализации отключается долгим удерживанием в нажатом положении клавиши 1. После звучания сигнала происходит выход из системы управления курсором.
Невозможно включить сервисную функцию, если сигнализация не снята с охраны. Она активируется только при снятой с защиты автомобиля сигнализации, а также если водитель находиться рядом с машиной.
В автосигнализации Starline a93 в опции «Valet» работает дистанционное управление дверными замками и добавленными каналами.
В охранно-телематическом комплексе StarLine A96 в сервисном обслуживании не функционируют следующие опции:
- активирование/выключение охранных функций;
- «Свободные руки»;
- дистанционное и автоматическое заведение мотора машины;
- открытие и закрытие центрального замка при движении транспортного средства;
- «Паника»;
- «Турботаймер»;
- открытие замка багажника;
- изменение режимов работы предпускового подогревателя;
- «Антиограбление по пропаданию метки»;
- калибровка главного блока;
- «Can-информация» на личной странице официального сайта старлайн.
Классификация вязкости трансмиссионного масла по API
Некоммерческий «игрок» в мире стандартизации смазочных материалов – американский институт нефти, выставляет собственные требования к смазочным материалам. Распространенные нормы актуальны на всей территории СНГ, Европы и США.
GL-1
Характеристика минерального масла без дополнительных присадок и добавочных компонентов. Жидкости предназначены для обслуживания механических трансмиссий, подверженных невысоким эксплуатационным нагрузкам.
GL-3
Основное назначение – обслуживание механики, устанавливаемой на грузовые автомобили различной конструкции. Также в масле содержится комплекс противозадирных компонентов.
GL-4
Высоко оборотистые, нагруженные передачи, устанавливаемые в легковых и грузовых машинах. В составе обязательно присутствуют противозадирные присадки. Добавочных компонентов содержится умеренное количество, что гарантирует совместимость с передачами, где используются элементы из цветных металлов.
GL-5
Самые современные жидкости, поставляемые на рынок для обслуживания высокопроизводительных передач, подверженных критическим перегрузкам. В смазках имеются передовые, агрессивные присадки, что исключает совместимость с цветными металлами.
Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре
К современным лубрикантам применяется динамическая и кинематическая вязкость. Эти показатели определяют способность жидкости сохранять доставочную стойкость к сдвигу во время разогрева и текучесть при понижении температуры.
Определяется каждый показатель путем лабораторных анализов, где в пробирке нагревается или остужается масло и измеряется время его стекания по специальной шкале.
Подбор автомасла по вязкостным параметрам критически важен. Для наиболее точного распределения была создана спецификация SAE. Допуск определяет, при каких погодных условиях формула сохраняет оптимальные свойства для защиты трансмиссии.
Сама шифровка состоит из двух частей, для примера можно взять типичную жидкость синтетики 75W90.
- 1. «75W» – говорит о минимальной температуре окружающей среды, при которой лубрикант сохраняет необходимую текучесть в данном случае (-40°С).
- 2. «90» — высокотемпературный предел, установленный на отметке +35°С. Для масел МКПП применяется стандартная таблица J306, где указаны все допуски и соответствия. При этом для субстанций, разработанных под АКПП, подобные стандарты не используются.
Что такое индекс вязкости трансмиссионного лубрикана
Популярный вопрос, актуальный для любых масел, включая жидкости для АКПП и МКПП. Определение говорит о зависимости густоты смазки от температуры окружающей среды. Высокий показатель (130 и выше) говорит о хорошей стабильности лубриканта. Малая цифра (ниже 90) выдает жидкость, минерального типа или низкого качества. Определение влияет на сохранение стабильной густоты жидкостью, во время критических перепадов температур.
Индекс — это цифра, полученная путем лабораторной процедуры.
- В качестве базы выбирается 2 разных масла. Первый вариант сильно реагирует на изменение t°С – второй максимально устойчив. При этом их обозначение указывается как «0» и «100» соответственно.
- Далее берется проба новой смеси и помещается в равные условия с эталонными продуктами.
- Жидкости нагревают и по специальной шкале высчитывают, как испытуемый вариант ведет себя относительно двух других смесей.
- После процедуры продукту определяется индекс вязкости.
Индекс – цифра, выведенная путем тестов и характеризующая поведение продукта в условиях перепадов температуры.
Для автомобиля считается, что чем выше индекс – тем лучше.
Таблица классов вязкости
Стандартная таблица вязкости SAE J306 распределяет лубриканты по принадлежности к температуре эксплуатации. Узкоспециализированные масла, предназначенные для использования исключительно в летнее или зимнее время мало распространены в 2020 году ввиду нерентабельности эксплуатации. По этой причине таблица содержит самые популярные, универсальные формулы круглогодичного применения, актуальные для России.
Допуск SAE |
Минимальный порог эксплуатации —°С |
Верхний порог использования +°С |
75W80 |
||
75W90 |
||
80W85 |
||
80W90 |
||
85W90 |
Классификация по API
API – одна из наиболее распространенных классификаций масел как для двигателей, так и для трансмиссий. Согласно стандарту смазки делятся на следующие классы:
- GL-1 – все жидкости, не имеющие присадок, обычно они на минеральной основе. В основу могут входить только антиокислительные присадки. Противозадирные компоненты при этом отсутствуют. Товары подходят для механизмов, работающих при минимальных скоростях и нагрузках.
- GL-2 отличаются от предыдущего варианта более прочной пленкой, обеспечивают лучшее скольжение, могут включать антифрикционные компоненты.
- GL-3 содержат довольно много присадок, используются для рулевых механизмов, для старотипных ступенчатых коробок, механизмов, работающих при малой скорости и небольшой нагрузке.
- GL-4 – содержание присадок высокое. В составе присутствуют противозадирные компоненты. Отзывы автомобилистов говорят о том, что такие смазки подходят для МКПП при условии небольшого крутящего момента двигателя.
- GL-5 применяются для коробок, испытывающих большие нагрузки. Важным компонентом является серо-фосфорная присадка, которая нужна при задирах внутри системы.
- GL-6. Используются в механизмах, которые могут испытывать ударную нагрузку, серо-фосфорные присадки содержатся в увеличенном объеме, однако редко применяются в новых автомобилях.
В современные транспортные средства обычно заливают смазку SAE 75W90 GL-4, реже GL-5. Если сравнивать с российским стандартом, то аналог будет маркироваться ВТМ-4 и ТМ-5, можно подобрать универсальный материал GL-4/5. Такое синтетическое трансмиссионное масло 75W90 подходит для большинства автомобилей, как легковых, так и небольших грузовиков.
Маркировка масла ACEA — что это
Аббревиатура АСЕА расшифровывается как Ассоциация Европейских производителей автомобилей. В отличие от API организация регламентирует автомасла по применимости к конкретной конструкции ДВС. К примеру, шифровка SG/CD не имеет ничего общего с этой «конторой». Сама спецификация содержит буквы и цифру после них.
- А – бензин.
- В – дизель до 2,5 литра.
- С – универсальный продукт, совместимый с системами нейтрализаторов выхлопа.
- Е – грузовые агрегаты.
Расшифровку лучше привести в форме таблицы.
Код | Расшифровка |
А1/В1 | Маловязкие смеси, использующиеся исключительно при наличии разрешения производителя. |
А3/В3 | Лубриканты пригодные для высокофорсированных ДВС с не прямым впрыском горючего. |
А3/В4 | Полностью соответствуют аналогичному стандарту с поправкой на наличие непосредственного впрыска. |
А5/В5 | Маловязкие субстанции эксплуатируемые в самых современных агрегатах. |
С1 | Легкотекучие формулы машинного масла, совместимые с нейтрализаторами. Выделяются энергосберегающими свойствами и минимальным содержанием токсичных элементов. |
С2 | Повторяет стандарт С1 с отличием в наличии токсичной составляющей. |
С3 | Обычные авто масла, совместимые с сажевыми фильтрами, не выделяющиеся особыми характеристиками. |
Особенности выбора трансмиссионных масел
Какими критериями должен руководствоваться автолюбитель при подборе трансмиссионной жидкости. Во-первых, покупая ту или иную смазку, он должен руководствоваться нормами, изложенными в руководстве по эксплуатации или в специальной литературе.
Для большинства механических КПП, можно смело заливать масло 75W-90, если в другой системе классификации, его называют GL-4. Автолюбитель должен знать то, что, заливать в автоматические коробки передач жидкость предназначенную для механических — недопустимо. Производители освоили выпуск широкой номенклатуры жидкостей для трансмиссии. Потребитель должен помнить о следующих тонкостях:
- недопустимо приобретение смазки, если на ее упаковке не нанесены, допуски определенные производителем.
- покупать масла целесообразно только в специализированных точках или на станциях технического обслуживания. Те кто, решился купить жидкость в придорожном ларьке рискует приобрести подделку, которая выведет силовую передачу из строя.
Автолюбитель должен помнить и следующее — основное масло (минеральное) обладает более высокой вязкостью и в итоге оно быстрее вырабатывается. Слишком жидкое масло, с течением времени потечет через сальники и уплотнители.
Кроме этого, при определении летней или зимней смазки требуется учитывать и индивидуальные условия использования транспортного средства и разумеется, климатические условия в которых будет использоваться машина.
Для использования в автомате — допустимо только использование синтетических смазок, которое должно отвечать всем требованиям изготовителя. Нельзя смешивать между собой масла изготовленные в разных компаниях. Причем это касается масел для все типов КПП.
Для замены масел допустимо использовать только тот тип продукции, который был использован ранее. Заливка новой жидкости, может быть выполнена только после того, как коробка была промыт специальным составом.
SAE
Во всем мире получила широкое распространение маркировка трансмиссионных смазок по индексу вязкости – SAE. Разработанный в Соединенных Штатах, стандарт SAE J306 разделяет смазочные жидкости для трансмиссий, в зависимости от вязкости при эксплуатации автотранспорта в условиях предельных температур: низких и высоких. По этой квалификации можно определить диапазон температур, в котором разрешается применять определенную смазку для механической КПП и ведущих мостов.
Рекомендации по вязкости трансмиссионных масел, которые могут применяться для МКПП и ведущих мостов автомобиля, указываются производителем в мануале пользователя. Основываясь на этих рекомендациях, владелец автомобиля выбирает трансмиссивную жидкость среди ассортимента смазочных жидкостей. Когда выбирается смазка, следует учитывать самую низкую и самую высокую температуру, при которой будет эксплуатироваться авто. Классификация SAE J306 учитывает индекс вязкости при предельных температурах.
Значение низкотемпературного предела вязкости соответствует температуре, при которой достигается динамическая вязкость по Брукфильду 150000 сантипуазов (сП). Для определения показателей проводились реальные испытания с агрегатами различных конструкций. При превышении этих значений подшипники шестерен на вале разрушались
Поэтому важно следовать рекомендациям производителей по низкотемпературному пределу применения
Значение высокотемпературного предела определяется по показаниям кинематической вязкости смазки при температуре 100 градусов. Этот показатель помогает приблизительно определить, какую нагрузку может выдержать защитная масляная пленка и насколько достаточно ее будет, чтобы защитить механизм коробки передач при значительных нагрузках и при высоких рабочих температурах.
По классификации SAE смазочные материалы делятся на 9 классов по аналогии с моторными маслами:
- 4 зимних, индекс вязкости которых содержит букву W (Winter): 70W, 75W, 80W, 85W;
- 5 летних, у которых отсутствует буквенное обозначение: 80, 85, 90, 140, 250.
Всесезонные масла маркируются с применением обеих маркировок, первая идет зимняя, вторая — летняя, например, SAE 75W-85, SAE 85W-90 и т.п.
Таблица классификации по SAE трансмиссионных смазок по индексу вязкости:
Класс вязкости | Max температура для вязкости 150 000 сП, градусов | Кинематическая вязкость при температуре 100 градусов, мм2/с | |
не менее | не более | ||
Зимние | |||
70W | -55 | 4,1 | — |
75W | -40 | 4,1 | — |
80W | -26 | 7,0 | — |
85W | -12 | 11,0 | — |
Летние | |||
80 | — | 7,0 | 11,0 |
85 | — | 11,0 | 13,5 |
90 | — | 13,5 | 24,0 |
140 | — | 24,0 | 41,0 |
250 | — | 41,0 | — |
Эксплуатация сезонных смазок экономически не выгодна, так как трансмиссионные жидкости имеют большой ресурс. Если использовать сезонные смазки, их приходится менять раньше, чем они выработали свой ресурс. Поэтому более популярны всесезонные.
Разные виды обозначений
Рейтинг масел с показателем 75W90
Прежде чем окунуться в разнообразный мир трансмиссионных масел, стоит заметить, что в первую очередь нужно ознакомиться с тем, какое ТМ рекомендует сам производитель вашего автомобиля. Обычно такая информация содержится в технической документации к транспортному средству. Если же указанное масло имеет слишком высокую цену — можно воспользоваться наиболее подходящим, сделанным другим производителем.
Для установления лучшего масла с вязкостью 75W90 следует обращать внимание на такие важные показатели, как:
- качество вязкости, которое не утрачивается как при низкой, так и при довольно высокой температуре;
- температурные параметры, которые должны иметь максимально большой разрыв между крайними условиями — застыванием и воспламенением;
- хорошее смазывающее свойство;
- показатель критической нагрузки, который должен быть как можно выше;
- степень износа. Данный показатель применим лишь к типу GL-5 и не должен превышать 0.4 мм.
Итак, благодаря этим и некоторым другим показателям, рейтинг трансмиссионных масел открывает Motul Gear 300 75W90.
Данная жидкость была разработана специально для техники, участвующей в различных спортивных соревнованиях — ралли, кольцевые гонки и так далее. Она имеет наиболее высокие показатели по всем пунктам и предназначена для механических трансмиссий, представляющих как синхронизированные, так и несинхронизированные КПП. Также она подходит и для гипоидных мостов, не имеющих блокировку.
На второе место претендует Castrol Syntrans Transaxle 75W90 GL-4, которое может похвастаться хорошей текучестью при довольно низких температурах и высоким уровнем износа.
Третье место стоит отдать смазке Mobil Mobilube, которая прекрасно зарекомендовала себя в ходе проводимых испытаний. Единственным ее серьезным недостатком следует считать недостаточную вязкость при низкой температуре.
Кроме того, на это же место претендует и TNK TRANS GIPOID SUPER 75W90. Эта полусинтетическая жидкость предназначена для автомобилей, имеющих механическую коробку передач, которая требует использования смазки уровня API GL-5. Имеет довольно неплохие показатели, но не рекомендуется для коробок передач с медными или другими легкосплавными синхронизаторами.
На четвертом месте расположилось ТМ Total Transmission SYN FE 75W90. Данный продукт обладает незначительным уровнем износа и такой же вязкостью при работе при низких температурах. Кроме того, Total Transmission относится к разряду универсальных в плане API — имеет и GL-4 и GL-5, поэтому подойдет не каждой коробке передач.
Пятое место следует отдать продукту LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W90 GL-4/5.
Это масло демонстрирует довольно хорошие показатели вязкости при низких температурах, однако, все остальные показатели не поднимаются выше среднего уровня.
Это далеко не полный список существующих масел с показателем 75W90, поэтому каждый сможет выбрать для себя наиболее выгодный в плане стоимости и функциональности.
ГОСТ
Никак не получится пройти мимо нашей родной советско-российской системы классификации масел. Несмотря на то, что действующая система обозначений была введена в далёком 1987 (ГОСТ 17479.1-85) году, действует она до сих пор, и масла отечественных производителей с маркировкой согласно этому ГОСТу довольно бодро уходят с прилавков автомагазинов.
Примечателен ГОСТ тем, что в рамках одного обозначения описана и вязкость (аналог SAE), и качество (аналог API). Маркировка масла имеет такой вид: М-5з/12-Г, где «М» означает моторное масло, 5з – зимняя вязкость (буква «з», как и W в классификации SAE обозначает «зиму»), 12 – рабочая («летняя») вязкость, Г – показатель уровня эксплуатационных свойств масла. Наиболее востребованы сезонные (то есть не оговаривающие вязкость при отрицательных температурах) масла M-10Г2(к), и М-10Д(м), поскольку они в своё время были разработаны для КамАЗов (буква «к» в названии), и МАЗов (буква «м»), и похоже, до сих пор вполне устраивают пользователей соответствующего грузового автопарка.
Приводить значения вязкости я не буду, лучше укажу примерное соответствие ГОСТовской маркировки и SAE:
Такое же соответствие по эксплуатационным свойствам ГОСТ и API:
Видно, что кроме букв АБВГДЕ в обозначении присутствуют цифры 1 и 2. Из соответствия значений ясно, что цифра 1 указывает на применение в бензиновых моторах, 2 – в дизелях, а буква без цифр подразумевает универсальное применение моторного масла. Например, то же М10Г2(к) предназначено только для дизелей, а М10Д(м) – универсальное, несмотря на то, что льют его в основном, в турбированные дизельные движки.
Под занавес скажу, что это не единственные существующие классификации моторных масел, например, есть японские стандарты JASO для двух- и четырёхтактных мотоциклов, есть классификация NMMA, регулирующая качество масел для водномоторной техники, много чего ещё есть. Однако все системы, имеющие широкое употребление в нашей стране, я здесь более-менее описал.
Основные характеристики трансмиссионных масел
Этот вид смазочных материалов применяется в механических коробках передач, редукторах мостов, раздаточных коробках, дифференциалах, муфтах подключения полного привода.
В любых элементах трансмиссии, нагрузка на узлы отличается от работы деталей в двигателе или ступицах колес. Конфигурация косозубых шестерен в МКПП, или гипоидного редуктора моста, предполагает высокое давление на соприкасающихся деталях, сопровождаемое трением.
Как минимум, требования к прочности масляной пленки в рабочей точке сильно завышены. Кроме того, трансмиссионное масло работает в условиях высокой температуры (в том числе отводя тепло от элементов коробки передач). Оно должно обеспечивать высокий уровень защиты при различных нагрузках, и не менять базовых свойств в зависимости от температуры: коробка передач всегда готова к работе.
Классификация трансмиссионных масел — видео урок
Исходя из этого, производителями определены следующие характеристики трансмиссионного масла:
Индекс вязкости по SAE
Этот параметр определяется международным стандартом J306.
Например, SAE 75W90 – самый распространенный стандарт. Первая цифра 75 означает минимально возможную температуру окружающего воздуха, при которой шестерни МКПП будут прокручиваться без критичного сопротивления качению.
В данном случае это -45°С. Цифра, которая стоит после символа «W», определяет верхний температурный режим (опять-же, не в буквальном смысле). Число 90 означает максимально допустимую температуру окружающего воздуха не выше +45°С. При более высокой температуре, трансмиссионное масло начинает терять свои характеристики.
Для справки: существует и российская стандартизация, совместимая с международной:
Класс вязкости | Значение по SAE |
---|---|
ГОСТ 9 | 75W |
ГОСТ 12 | 80/85W |
ГОСТ 18 | 90W летнее масло |
ГОСТ 34 | 140W летнее масло |
Следующий классификатор – индекс API
Неформальный признак качества трансмиссионки. Обозначается символами GL-4, GL-5. По аналогии с моторными смазками, многие водители ошибочно полагают, что чем выше индекс, тем лучше масло. На самом деле, категории API четко привязаны к типу агрегатов, в которых используется трансмиссионная смазка.
В отечественной классификации (по ГОСТ) применяется обозначение «ТМ». Приводим таблицу соответствия:
По ГОСТ | По API |
ТМ 1 | GL 1 |
ТМ 2 | GL 2 |
ТМ 3 | GL 3 |
ТМ 4 | GL 4 |
ТМ 5 | GL 5 |
Кроме того, комплекс характеристик проверяется заводом изготовителем автомобилей. По результатам тестов, на упаковке трансмиссионного масла может быть обозначен допуск для применения на определенных марках авто.
Это не обязательная маркировка, однако ее наличие на этикетке гарантирует совместимость трансмиссионки с вашей коробкой передач.
Различие масла по типу коробки
Кроме того, масла надо уметь отличать по их свойствам. На сегодняшний день известны два вида масел: для АКПП и для МКПП. Вот в чем их отличия.
Это интересно: Можно ли смешивать моторные масла различных типов и брендов?
Для МКПП
Масла для МКПП (или MTF) эффективно снимают механические нагрузки, смазывают пары трения, отводят тепло и частички ржавчины.
Для АКПП
- Отличие масел для АКПП (маркируются они как ATF) в том, что к ним применимы более высокие требования, чем к смазке для МКПП. Это масло выполняет как бы роль передатчика механической энергии во всей трансмиссионной системе. Скорее, это гидравлическая жидкость, чем обычное масло;
- Масла эти не только в состоянии смазывать зубчатые передачи, но и обеспечивают жидкую среду, а также плавную работу фрикционных механизмов, лучше отводят тепло и защищают от коррозии;
- Они имеют более высокий индекс вязкости и лучше сопротивляются пенообразованию;
- Смазка ATF слабее воздействует на сальники и различные эластомеры, чем масло для МКПП;
- Такие масла должны быть очень стойки и к окислению.
Таблица известных масел для АКПП
Марка | Описание | Предназначение |
Dexron 3 | Масло для АКПП, соответствующее последним требованиям ведущих производителей | Для автомобилей с коробками Степ-троник, Тип-троник, АКПП и так далее |
Евромакс ATF | Специальная жидкость для АКПП иномарок очень высокого стандарта качества | Коробки Форд Меркон, Крайслер, Мицубиси Диамонд, Ниссан, Тойота и т.д |
Мобил Делвак ATF | Масло для АКПП, исключительно хорошо работающее при минусовых температурах | Грузовики с АКПП, автобусы, легковые автомобили и т.д |
Тойота ATF | Масло со специальными добавками, защищающими от коррозии и чрезмерного износа | Коробки автомобилей Тойота и Лексус |
Хонда ATF | Масло с использованием специальных ингредиентов, защищающих сальники и уплотнительные кольца | Коробки АКПП всех моделей Хонда |