Чем отличается сфера практической деятельности психолога в России и за рубежом?

В последние несколько десятилетий область психологии стремительно развивалась, и бесчисленное множество специалистов по всему миру стремились внести свой вклад в улучшение общества. Психологи во всем мире работают в различных практических и исследовательских отраслях, охватывая широкий спектр субдисциплин. Однако остается вопрос: «Чем отличается сфера практической деятельности психолога в России и за рубежом?». Подробнее о профессии психолога и обучении на сайте https://smart-inc.ru/.

Для взрослых:

Терапевтические группы

Это такой формат работы с психологом, в котором есть возможность не только искать способы решения своих проблем, но также видеть, как развиваются другие люди, с какими трудностями сталкиваются, как они их решают, что им помогает. Группы обычно состоят из 6-18 человек и проходят с частотой раз в две недели или раз в неделю. Каждый тренер-ведущий имеет свой индивидуальный стиль ведения групп. Как правило, это человек, который получил соответствующее образование (ведение групп в методе гештальт-терапии, психодраматические группы, групповой анализ).

Обучение психотерапии

Программы повышения квалификации проходят не только люди, которые хотят в будущем начать практиковать в качестве психолога, но и те, кто хочет овладеть навыками более глубокого познания, понимания себя и окружающих.

Тематические тренинги

Это тренинги, которые посвящены определенным темам. Анонсы таких тренингов можно найти на психологических факультетах ВУЗов, образовательных институтах повышения квалификации, в интернете. Всегда можно найти то, что вам интересно или нужно именно сейчас.

Популярные темы таких тренингов:

  • уверенность в себе, самооценка
  • коммуникация с людьми
  • семейные отношения
  • формирование навыков (например, ведения переговоров)

Коучинг

Бизнес-коучинг (корпоративный и персональный).

Коучинг — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

Бизнес-коучи помогают клиентам достичь профессиональных целей. Корпоративный коучинг предполагает работу с командой, например отделом продаж. Персональный — индивидуальную помощь одному человеку.

Лайф-коучинг

Отличие коучинга от консультирования или личной терапии — акцент на формировании конкретных навыков и достижение четко поставленных целей. Основной результат консультирования и терапии по сравнению с коучингом — развитие психологических ресурсов; конкретные поставленные совместно с психологом цели также могут достигаться в консультировании, однако роль специалиста и применяемые им техники будут различны для коучинга и терапии.

Тематические группы

Есть также группы, которые предполагают постоянное или периодическое посещение. Такие группы собираются часто при ВУЗах или учреждениях повышения квалификации.

Например, в Московской Ассоциации Аналитической Психологии это:

  • Юнгианский киноклуб
  • Группа работы со сновидениями
  • Литературный клуб
  • Родительский клуб
  • Лектории

Какая зарплата у психологов

В среднем по России она составляет 25.7 тыс рублей. При этом порядка 40% сотрудников государственных бюджетных учреждений довольствуются заработной платой в 17-20 тыс рублей. В Москве средняя зарплата составляет 35 тыс рублей. Максимальные заработные платы, по оценкам экспертов, превышают отметку в 1 млн рублей. За границей квалифицированные специалисты получают еще больше.

Много зарабатывают в основном популярные психологи, руководящие частной консультацией или читающие лекции, проводящие семинары. Для них особенно важна презентация, важен личный бренд. Стоимость одного приема у востребованного специалиста обычно превышает 70 тыс рублей, тогда как рядовые сотрудники довольствуются окладом. Учитывая тот факт, что деятельность психологов не лицензируется, говорить о каком-либо регулировании размера заработных плат со стороны государства не приходится.

Резюме

Введение в профессию психолог не испугает вас, если вы взвесите все «за» и «против» до поступления. Это интересная работа в сочетании с предельной ответственностью – де-факто от вас зависит, справится ли человек со сложной ситуацией, станет ли он счастливым. Даже специалисту высокого класса часто не приходится ждать благодарности от клиентов.

Иногда и вовсе приходится идти вразрез со своими принципами. Например, спортивным психологам – часто они вынуждены буквально «ломать» ребенка, чтобы сделать из него настоящего чемпиона, голодного до побед. Потому хорошо подумайте: соответствуют ли ваши представления о профессии реальности?

Моя работа: психологическое консультирование

Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.

Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.

Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.

На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.

Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.

Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.

Должностные обязанности: что должен уметь психолог?

 

Ключевыми умениями психолога вне зависимости от специализации является следующее:

  1. Анализ личностных характеристик, психического состояния, эмоциональных процессов и психологического развития клиента.
  2. Оказание полной профессиональной помощи в решении внутриличностных и межличностных проблем.
  3. Психологическая диагностика и обработка ее результатов для составления психопортрета личности.
  4. Проведение коррекционной работы, направленной на устранение отклонений от нормального психологического развития/состояния.
  5. Профилактическая работа, нацеленная на предупреждение психологических проблем в будущем.

Что должен психолог? В зависимости от специализации, дополнительно требуется уметь проводить профориентационные мероприятия, психологические исследования и эксперименты.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Как поступить на факультет психологии

Чтобы поступить на бакалавриат или специалитет, абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по биологии, математике, русскому языку и обществознанию. Каждый университет предъявляет свои требования к результатам экзаменов, а также может изменять список вступительных испытаний, проводить дополнительные экзамены или собеседования, в том числе просить абитуриентов написать эссе на определенную тему. Для поступления на магистратуру абитуриенту необходимо сдать экзамен по психологии и иностранному языку. Многие университеты имеют свои подготовительные программы, на которых будущих студентов готовят к сдаче ЕГЭ.

Квалификационные требования к специалистам-психологам в нашей стране и за рубежом

Профессиональная квалификация, как степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации — часть его профессионализма. Свое выражение профессионализм практического психолога находит в мотивационной и операциональной сферах.

Мотивационная сфера — совокупность внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обеспечивающих ориентировку в целях и нормах профессиональной деятельности.

Мотивационная сфера профессионала включает профессиональное призвание, профессиональные намерения, ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания, профессиональные ожидания. Профессиональные мотивы должны быть устойчивыми, интенсивными, с яркой эмоциональной окраской.

Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.

Основные тенденции современной психологии образования в мире…..3 Базовое психологическое образование за рубежом…………………….11 Последипломное психологическое образование………………………..15 Заключение……………………………………………………………………….19

Где отучиться на психолога

Образование психолога дают в большинстве российских университетов. Для поступления абитуриент обязан предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку, иностранному языку, биологии, профильной математике, истории. Точный перечень вступительных испытаний определяет высшее учебное заведение. Психологов готовят на следующих направлениях:

  • «Клиническая психология, психологическое консультирование»;
  • «Психологическое консультирование и коучинг»;
  • «Корпоративный психолог»;
  • «Вычислительные социальные науки»;
  • «Психоанализ»;
  • «Психология: современная теория и практика. Широкий бакалавриат»;
  • «Детская психология»;
  • «Психология семейных отношений»;
  • «Коррекционная психология с основами логопедии»;
  • «Диагностика, консультирование, реабилитация».

Также получить профессию возможно на онлайн-курсах. Преподаватели прочитают лекционный курс, помогут студентам пройти практику. А отличившиеся новички получат шанс трудоустроиться в клиники Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.

Определение психологии образования.

Понятие появилось в науке и практике сравнительно недавно (конец 80-х начало 90-х прошлого века).

Это понятие имеет сейчас официальный статус и определен 2 моментами: в 1993 году была организована федерация психологов образования России; открытие профилей подготовки психологов образования в соответствии с федеральным государственным стандартом ВПО, был принят в 2010 году.

До понятия психология образования использовалось понятие педагогическая психология. Педагогическая психология — отрасль психологии. В середине 19 века выделилась.

Педагогическая психология — наука, изучающая механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе (И. А. Зимняя).

Понятие психология образования шире понятия педагогической психологии.

Психология образования занимается проблемы, которые выходят за пределы образовательно процесса.

Актуальность профессии в России и мире

Если наши соотечественники все еще сомневаются в эффективности похода к психологу, то жители Европы и Америки уже давно поняли, насколько действенны консультации специалистов. В России всего лишь 10% нуждающихся в психологической помощи идут на прием к профессионалу, в то время как 40% жителей США постоянно или периодически обращаются к психологам. За рубежом психолог – одна из наиболее востребованных и высокооплачиваемых профессий. Этому способствует и тот факт, что часть обращений к специалистам – принудительные: назначаются судом (управление гневом, контроль зависимостей) или профессиональной комиссией (адаптация полицейских после психологических травм, связанных с деятельностью, улучшение межличностных коммуникаций для перевода на руководящую должность и т.д.).

Где можно работать психологом

Детские образовательные учреждения. Изменения в сфере образования привели к тому, что количество психологов в государственных школах и детских садах существенно сократилось. Несмотря на это потребность в специалистах в области образования постоянно растет. Это происходит из-за увеличения количества частных детских садов, развивающих и медицинских центров. Основная задача психолога – диагностика индивидуальных особенностей ребенка, консультирование (в том числе родителей) и коррекционная работа.

Отделы по управлению персоналом. Одно из самых распространенных мест для трудоустройства выпускников. В крупных компаниях отдел состоит из нескольких человек: специалиста по кадрам, менеджера по подбору персонала, менеджера по обучению и руководителя службы персоналом. Если для должности кадровика требуются специальные юридические знания, то остальные должности hr-службы, как правило, занимают психологи. Работа в отделе ведется по нескольким направлениям: психодиагностика и проведение собеседований с кандидатами, оценка (ассессмент) персонала компании для формирования кадрового резерва, проведение психологических тренингов, разработка системы нематериальной мотивации, поддержание психологического климата в компании.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация:  Сближение народов и наций – одно из важнейших особенностей развития современного общества. Процесс интернационализации жизни ведет к взаимообогащению и взаимовлиянию культур. В системе подготовки психологов в мире есть много общего и отличного в зависимости от государств и сложившихся традиций. Перед российским высшим образованием встает задача учета новых требований современной жизни, опыта других государств. Целью нашего исследования является сравнение основных форм профессиональной подготовки практических психологов в России и за рубежом, выявление того отличного, что могло бы быть полезным российскому образованию. Исследование проводилось на основе анализа психолого-педагогической литературы российской (И. А. Володарская, Л. С. Выготский, А. Н. Занковский, В. Карандашев, Н. М. Лизунова и др.) и зарубежной (У. Глассер, J. Cranney and N. J. Voudouris, Rob Ranzijn and Keith McConnochie, Julie Ann Pooley and Lynne Cohen, Bernard Guerin, Andrea Chester, Sophia Xenos and Lorelle J. Burton, K. Laurie Dickson, Nicholas F. Skinner и др.). В статьях и монографиях рассматриваются особенности организации психологического образования в Австралии, США, Финляндии, Швеции, Бельгии, Дании, Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии; инновационные технологии обучения, разные подходы к обучению студентов и магистрантов, наставничество и т. д. В заключение автор делает вывод, что, во-первых, обучение психолога это длительный процесс, требующий серьезного подхода и очень основательной подготовки, возможно более основательной, чем в России; во-вторых, подготовка эта должна быть более практико-направленной. Ключевые слова:  психологическое образование, профессиональная компетентность, образовательная политика, организация подготовки психологов, психологическая служба образования, супервизорская практика Для доступа к полному тексту необходимо зарегистрироваться Библиографический список: 

1. Волкова А. А. Австралия. Воспитание гражданина // Гуманитарное образование в Сибири: проблемы и опыт работы преподавателей: материалы межрегиональной научно-практической конференции. ‒ Новосибирск: Изд. НГУ, 2000. ‒ С. 88‒91. 2. Волкова А. А. The English of Psychology in Use. ‒ Новосибирск, 2006. ‒ 152 с. 3. Володарская И. А., Лизунова Н. М. Система подготовки психологов в США // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. ‒ 1990. ‒ № 1 ‒ С. 57‒67. 4. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. ‒ М.: Педагогика, 1983. ‒ Т. 5. ‒ 368 с. 5. Выготский Л. С. Педагогическая психология // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. ‒ М.: Педагогика, 1980. ‒ С. 49‒53. 6. Глассер У. Школы без неудачников. ‒ М.: Прогресс, 1991. ‒ 176 с. 7. Занковский А. Н. Введение в профессию: учебное пособие. ‒ М.: ЕОАИ, 2009. ‒ 71 с. 8. Карандашев В. Н. Психология. Введение в профессию. ‒ М.: Смысл, 2000. ‒ 288 с. 9. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. ‒ М.: Лидер, 2007. ‒ 128 с. 10. Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психол. журнал.  ‒1994. ‒ № 6. ‒ С. 121‒127. 11. Цигулева О. В., Волкова А. А., Малкова И. Ю. Модели развития образования ведущих стран мира в контексте формирования человеческого капитала (на примере США и Австралии) // Сибирский педагогический журнал. ‒ 2016. ‒ № 3 – С. 69‒75. 12. Belar C. Advancing Quality in Psychology Education // Monitor on Psychology. ‒ 2011. – Vol. 42, № (4). – P. 52. 13. Cranney J., Voudouris N. J. Psychology Education and Training in Australia: Shaping the Future // Teaching Psychology around the World. – UK: Cambridge Scholars Publishing, 2012. – Vol. 3. – P. 2–15. 14. Chester A., Xenos S., Burton L. J. Peer-to-Peer Mentoring: An Embedded Model to Support the Transition of First Year Psychology Students // Teaching Psychology around the World. – 2012. – Vol. 3. – P. 133–151. 15. Newstead S. E., Makinen S. Psychology Teaching in Europe // European Psychologist. – 1997. – Vol. 2, No. 1. – P. 3–10. 16. Optimal Standards for Education for Professional Psychologists. – EFPPA, 1990. 17. Teaching the World / eds. Sherri McCarthy, Laurie Dickson, Jacquelyn Cranney, Annie Trapp. 12 Back Chapman Street, Newcastle upon Tyne, NE6 2XX. – UK, London: Cambridge Scholars Publishing, 2012. – Vol. 3. ‒ 467 p.

2. Психотерапия

Коротко остановимся далее на понятии «психотерапия». (Более подробно об отличиях консультирования и психотерапии см. в статье В.Ю. Меновщикова «Что такое психологическое консультирование на самом деле?».)

Психотерапия (от др.-греч. ψυχή — «душа», «дух» + θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т.п.). Проводится, как правило, специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применения различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик. Однако, такое определение не является полным.

Следует отличать понятие психотерапии как от психиатрии, так и от психологии (см., например, статью «Психотерапия» в Википедии).

На сегодняшний день в мире не существует единого взгляда на определение понятия «психотерапия». Но благодаря усилиям Европейской психотерапевтической ассоциации в европейских странах проводится большая работа по стандартизации законодательной базы Евросоюза согласно определению психотерапии в рамках Страсбургской декларации. Этот документ лаконично и точно определяет современное понятие психотерапии.

Страсбургская декларация

  1. Психотерапия является особой дисциплиной, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию.
  2. Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности.
  3. Гарантированным является разнообразие терапевтических методов.
  4. Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах.
  5. Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Европейская психотерапевтическая ассоциация (EAP). Страсбург, 21 октября 1990 года

Еще в 50-х годах 20 века известный психотерапевт и автор ряда популярных среди профессионалов книг Эверетт Шостром писал: «Часто консультанты используют те же концептуальные модели и техники — даже системы диагностики, что и их коллеги, работающие по другим специальностям. Независимо от того, называем ли мы это консультированием или психотерапией (обычно психотерапия более длительна, интенсивна и предполагает более глубокую проработку), проводится ли она социальными работниками, консультантами, психологами или психиатрами, нас всех объединяет общая история и общие цели». Далее он продолжает: «Мы не соревнуемся с другими специалистами, у каждого есть свои профессиональные навыки и умения, которые хотя частично и пересекаются, но имеют в целом различную основу. Например, хотя клинические психологи и занимаются консультированием, все же их подготовка и профессиональные навыки больше ориентированы на проведение психодиагностики — психотерапии с пациентами, имеющими психические нарушения…» (Шостром Э., Браммер Л., 2002).

Обобщая существующие взгляды специалистов на различия психологического консультирования и психотерапии, можно сказать, что первый контакт специалиста в области психологического здоровья (то есть психолога, психиатра, психотерапевта или психоаналитика) и обратившегося за помощью человека всегда начинается с «консультирования» и, в зависимости от мотивации и тяжести проблем, может привести к краткосрочной психотерапевтической проработке отдельной проблемы или не ограниченной по времени интенсивной психотерапии.

Естественно, что длительность и интенсивность (количество сеансов в неделю) психотерапии существенно расширяет ее возможности в сравнении с психологическим консультированием. Неврозы и более серьезные психические расстройства, как правило, требуют психотерапевтического или психоаналитического лечения, а порой и его совмещения с психофармакологическим лечением у психиатра.

Мы согласны с тем, что психотерапия особая специальность, отличная от психологического консультирования! Однако, выделение ее как специальности оторванной от психологии, нам представляется неверным. А выделение ее как отдельной научной специальности, среди перечня психологических специальностей (в том числе, признанной ВАК) в России просто невозможным.

Личностные качества

Психолог обязан обладать следующими качествами:

  • умение слушать собеседника — недостаточно дать хороший совет, необходимо позволить клиенту выговориться;
  • толерантность — специалист обязан нормально относиться ко всем проблемам, с которыми обращаются пациенты;
  • эмоциональный интеллект — необходим для налаживания доверительных отношений, понимания природы чувств;
  • умение хранить тайну — психологу запрещено рассказывать о чужих проблемах без позволения пациента;
  • гибкость мышления — невозможно решить конфликты разных людей одинаковыми средствами. Специалист обязан разрабатывать новые пути, способы, подходящие конкретному пациенту.

Выводы

Таким образом, все вышеперечисленные профессиональные области и профессии имеют много общего, что, в свою очередь, доставляет проблемы при их выделении в отдельную профессиональную отрасль, а это влечет за собой необходимость исследовать поле профессиональной компетентности именно психологов-консультантов в сравнении с другими видами консультантов (Бондаренко А.Ф., 2012).

Однако в настоящей статье мы сосредоточили внимание не только и не столько на дифференциации различных профессий, связанных наименованием «консультант», и деятельностью, называемой «консультирование», сколько над их сходством! Это сходство ясно видно в таблице — скачать таблицу в формате pdf. Предполагаем, что это сходство может стать основанием для объединения многих, если не всех этих специальностей под общей крышей, общим предметным полем, называемым «консультативная психология»

 

Предполагаем, что это сходство может стать основанием для объединения многих, если не всех этих специальностей под общей крышей, общим предметным полем, называемым «консультативная психология».

Нам представляется интересным термин «терапевтическая психология» (Шостром Э., Браммер Л. , 2002). Однако, как мы видим есть области, явно выходящие за рамки «терапии», но являющиеся вполне «консультативными»…

По сути, может быть, самым правильным для объединения всех представленных нами сфер был бы термин «консультативно-терапевтическая психология» или даже «консультативно-терапевтически-коучинговая психология». Однако неблагозвучность данного гибрида склоняет нас к предложению остановиться на уже известном и приживающемся в России термине «консультативная психология», но относящемся не только к области психологического консультирования, понимаемом не узко, а максимально широко. Объединяя, тем самым, по меньшей мере, три практических поля: консультирования, коучинга и психотерапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector