Характеристики моторных масел

Что такое зольность масла? Почему этот параметр важен и почему, при определенных условиях, на него можно не смотреть?

Что такое зольность масла? Почему этот параметр важен и почему при определенных условиях него можно не смотреть?

  • Вязкость при 100ºC, сСт (ASTM D445) 11.0
  • Вязкость, при 40ºC, сСт (ASTM D445) 61.7
  • Индекс вязкости 172
  • Зольность сульфатная, % мас. (ASTM D874) 0.8
  • Вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS), мПа•с при 150ºC (ASTM D4683) 3.1
  • Температура застывания, ºC (ASTM D97) -42
  • Температура вспышки, ºC (ASTM D92) 230
  • Плотность при 15.6 ºC, мг/л (ASTM D4052) 0.855

Так что же это такое «зольность сульфатная»?

По сути, это то количество шлама/осадка который останется при выпаривании всей жидкой фракции масла в тигеле.

Почему так важен этот параметр?

Помимо экологии, что, конечно же, важно. Этот параметр, по сути, показывает, как сильно будет загрязнятся катализатор, клапан ЕГР, клапаны впуска

Особенно это важно для современных двигателей с непосредственным впрыском, где впускные клапаны не очищаются топливом. Чем меньше будет зольность сульфатная масла, тем позже придется делать эту муторную процедуру, такую, как очистка клапанов. Это же касается и катализатора.

Отсюда может возникнуть предположение, что чем ниже зольность, тем лучше. Но все не так просто. Тут важен баланс. Низкая зольность, как правило, говорит об очень бедном пакете присадок, тех самых, которые защищают от износа, дают экономию и моют двигатель. Масло с низкой зольностью в наших условиях не будет выхаживать долго, понадобится более частая его замена. К тому же пара заправок плохим топливом может сильно подпортить его характеристики. Даже проводились соответствующие эксперименты в российских реалиях одним известным журналом.

В классификации ACEA даже появилась специальная категория С, которая разделяет масла по степени содержания SAPS – сульфатной золы, фосфора и серы.

С1 – очень низкий уровень SAPS;

С2 – средний уровень SAPS;

С3 – средний SAPS;

С4 – низкий SAPS;

С5 – средний SAPS и экономия топлива; это малозольное масло низкой вязкости.

Однако важно понимать, что это всего лишь классификация ACEA. В мире не мало и других стандартов, два других самых популярных:. API (от англ

– American Petrol Institute) — Американский институт нефти; ILSAC (от англ. – International Lubricant Standardization and Approval Committee) — Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов;

API (от англ. – American Petrol Institute) — Американский институт нефти; ILSAC (от англ. – International Lubricant Standardization and Approval Committee) — Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов;

А еще бесчисленное множество OEM стандартов от производителей автомобилей.

Поэтому, не нужно перегружать себя знанием всех стандартов (если вам это не нравится само по себе, блеснуть знаниями англоязычных аббревиатур), просто, сморим на характеристики в интернете. Если зольность до 1, можно считать такое масло относительно малозольным, если больше, то средне и полнозольным. Большинство масел укладываются в диапазон 0,8 – 1,3.

Другим важным параметром является NOAK, который по своей сути должен рассматриваться в связке с сульфатной зольностью. Но об этом в следующей статье.

Кстати, масло, которое я привел в пример, обладая полным пакетом присадок относится скорее к средне или даже малозольным, так как это редкий пример масла с магниевой основой. Кальций там есть, но его совсем не много.

Все фотографии взяты из открытых источников.

Источник

О биоразлагаемых маслах

И в качестве «вишенки на торте» еще одно замечание. Говоря об экологии моторных масел, нельзя обойти малоразмерные двигатели, применяемые на моторных лодках, квадроциклах, бензопилах и садовой технике.

Все эти машины и механизмы трудятся «на пленэре», непосредственно соприкасаясь с почвой и водой. Поэтому с точки зрения экологии для них оптимальны биоразлагаемые масла.

Эти продукты распадаются под действием бактерий и солнечного света и не наносят вреда окружающей среде. Лучше всего разлагаются масла, созданные на основе растительного сырья или сложных эфиров.

Вот так, если коротко, выглядит современный взгляд на проблему «моторное масло и экология».

Юрий Буцкий

Температура застывания, температура вспышки, плотность.

Сразу скажу, температура застывания — величина довольно-таки бесполезная в практическом плане, основной является температура прокачиваемости, которую нам не показывают в явном виде. До того как потерять текучесть (застыть) масло перестаёт прокачиваться через фильтр. Разница между этими двумя температурами должна быть около 5 — 7С. В неявном виде она заложена в показателе зимней вязкости, например, 10W. Соответствие этому классу вязкости предполагает способность масла прокачиваться при температуре -30С. Численно динамическая вязкость для этого должна быть не больше 60000 сПуазов при такой температуре. Класс вязкости 0W обуславливает такую вязкость при -40С.

Температура вспышки — это температура, при которой масла испарилось настолько много, что если в эти пары сунуть источник огня, то эти пары загорятся (если источник огня убрать, то погаснут). То есть полезная информация от этой характеристики — это то, как хорошо (или плохо) будет испаряться масло во время работы. В цифрах это показатель гуляет от 210 до 250, плюс-минус лапоть. При нормальной работе масло, конечно же, не должно иметь такую температуру (вспоминаем про вязкость при 150С, как ориентир нормальных температур в современных движках), однако масло с температурой вспышки в 210 градусов при 150С будет испаряться активнее, чем масло с Т вспышки 250 градусов. Испаряясь масло в основном попадает в систему вентиляции картера, оттуда прямиком в камеру сгорания (в лучшем случае через маслоуловитель, который ловит не всё масло). Так что по этой характеристике можно судить о расходе масла «на угар». А ещё испаряются в первую очередь самые лёгкие фракции, так что масло со временем меняет свои физические свойства. Вообще для испаряемости есть отдельный показатель, именуемый Noack, но в обычной ТДСке его не встретишь.
Плотность — говорит нам о том насколько много летучих фракций в масле. При высоком испарении плотность будет увеличиваться. С другой стороны, если мы видим небольшую плотность при высокой температуре вспышки (т.е. низкой испаряемости), можно сделать вывод о том, что в этом масле качественная синтетическая база.

Нормы уровня зольности

Следующий важный вопрос заключается в определении норм зольности. Сразу стоит оговориться, что они будут зависеть не только от типа двигателя (для бензиновых, дизельных моторов, а также двигателей с газобаллонным оборудованием (ГБО) эти показатели будут отличаться), но и от действующих экологических норм (Евро-4, Евро-5 и Евро-6). В большинстве базовых масел (то есть, до введения в их состав специальных присадок) значение зольности незначительное, и составляет приблизительно 0,005%. А после добавления присадок, то есть, изготовления уже готового моторного масла это значение может достигать грачных 2% которые позволяет ГОСТ.

Нормы зольности моторных масел четко прописаны в стандартах европейской ассоциации автопроизводителей АСЕА, и отклонения от них недопустимы, поэтому все современные (лицензированные) производители моторных масел всегда руководствуются этими документами. Приведем данные в виде таблицы для распространенного ныне экологического стандарта Евро-5, объединяющего значения химических добавок и отдельных действующих стандартов.

Требования по API SL SM SN-RC/ILSAC GF-5 CJ-4
Содержание фосфора, % 0,1 max 0,06-0,08 0,06-0,08 0,12 max
Содержание серы, % 0,5-0,7 0,5-0,6 0,4 max
Сульфатная зола, % 1 max
Требования АСЕА для бензиновых двигателей C1-10 C2-10 C3-10 C4-10
LowSAPS MidSAPS MidSAPS LowSAPS
Содержание фосфора, % 0,05 max 0,09 max 0,07-0,09 max 0,09 max
Содержание серы, % 0,2 max 0,3 max 0,3 max 0,2 max
Сульфатная зола, % 0,5 max 0,8 max 0,8 max 0,5 max
Щелочное число, мг КОН/г 6 min 6 min
Требования АСЕА для коммерческих дизельных двигателей E4-08 E6-08 E7-08 E9-08
Содержание фосфора, % 0,08 max 0,12 max
Содержание серы, % 0,3 max 0,4 max
Сульфатная зола, % 2 max 1 max 1 max 2 max
Щелочное число, мг КОН/г 12 min 7 min 9 min 7 min

Как можно видеть из приведенной таблицы, по американскому стандарту API о зольности судить сложно, и связано это с тем, что в Новом Свете к зольности относятся не так щепетильно. В частности, у них просто указываются, какие в канистрах масла — полно-, среднезольные (MidSAPS). Как таковых малозольных у них нет. Поэтому при выборе того или иного масла нужно ориентироваться в первую очередь на маркировку по АСЕА.

Например, исходя из приведенной информации в соответствии со стандартом Евро-5, который действует и актуален в 2018 году на территории Российской Федерации, то для современного легкового автомобиля на бензине допускается заливать масло С3 по АСЕА (обычно SN по API) — содержание сульфатной золы составляет не более 0,8% (среднезольное). Если говорить о дизелях, работающих в тяжелых условиях, то например, стандарт АСЕА Е4 не допускает превышение 2% содержания сульфатной золы в топливе.

для бензиновых двигателей 1.5%, для дизельных 1.8% 2.0%

Требования к зольности для машин с ГБО

Что касается машин с газобалонным оборудованием, то для них лучше использовать именно малозольные масла

Это обусловлено химическим составом бензина и газа (неважно, метана, пропана или бутана). В бензине больше твердых частиц и вредных элементов, и чтобы не портить всю систему, и нужно использовать специальные малозольные масла

Производители смазок специально предлагают потребителям так называемые “газовые” масла, предназначенные для соответствующих двигателей.

Однако их существенным недостатком является высокая стоимость, и чтобы сэкономить, можно просто посмотреть характеристики и допуски обычных “бензиновых” масел, и выбрать подходящий малозольный состав. И помните, что менять такие масла нужно по указанному регламенту, несмотря на то, что прозрачность отработки будет значительно выше, чем у традиционных масел!

Нормы зольности по ACEA

Так как требования организации являются самыми жесткими, следующая таблица характеризует показания соответствующих стандартов.

Бензиновые агрегаты:

Требования % Стандарт
С1 С2 С3 С4
Фосфор(≤) 0,05 0,09 0,07-0,09 0,09
Сера(≤) 0,2 0,3 0,3 0,2
Сульфатные золы(≤) 0,5 0,8 0,8 0,5
Щелочной показатель(≥) 6 6

Дизельные конструкции:

Требования % Стандарт
Е4 Е6 Е7 Е9
Фосфор (≤) 0,08 0,12
Сера (≤) 0,3 0,4
Сульфатные золы(≤) 2 1 1 2
Щелочной показатель (≥) 12 7 9 7

Международные сертификаты

Отдельной категорией выделяются международные сертификаты качества, применимые к зольности моторных масел.

Основные требования таковы.

Тип силовой установки Предельная зольность %
Бензиновый 1,5
Маломощный дизель 1,8
Высокомощный, форсированный дизель 2,0

Как проверить (прозвонить) щетки генератора ВАЗ 2107 – пошаговая инструкция

Как правильно выбрать масло для турбированного мотора

Вследствие износа деталей в жидкость извне поступают частицы. Солярка сгорает, и образуется много серы. В полость конструкции проникает вода. Но правильно подобранное масло способно продлить работу двигателя.

Состав по SAE – достойный вариант.

Классификация масел

Моторные масла классифицируются на три основные группы по странам-разработчикам:

  • ILSAC – азиатская;
  • ACEA – европейская;
  • API – американская.

Разновидности ACEA:

  1. E1-96. Для тяжелого транспорта с нагнетателем, эксплуатирующихся в сложных условиях по классу Стандарт.
  2. E2-96. То же, что и предыдущий тип, но с усовершенствованными характеристиками.
  3. E3-96. То же, что и Е1, но для еще более сложных условий.
  4. B3-96. Дизельный транспорт, независимо от турбонаддува.
  5. B2-96. Исключительно для моторов с механическими нагнетателями.

На российском авторынке чаще встречается API. В свою очередь, он делится на группы:

  1. CF-4. Проходит жесткий контроль уровня токсичности, характеризуется отличными показателями.
  2. Для транспортных средств выпуска позже 1994 г.
  3. CF-4. Для турбированных 4-тактных дизелей, произведенных позже 1990 г.
  4. Для дизельных ДВС с наддувом, сошедших с конвейера позже 1983 г.

Жидкости класса SG принадлежат к премиум разряду.

Оптимальны для турбированных двигателей синтетические масла, хотя в целом основа базы некритична. К тому же и стоимость чистой синтетики выше. Минералка применяется для моторов, подверженных средним нагрузкам. Актуальна для транспорта отечественного производства. Полусинтетика также вполне приемлема.

Если предполагается замена масла в двигателе, то надо учитывать, что смешивать разные по базовому составу смазочные материалы между собой нельзя. Вещества вступят в реакцию, срок эксплуатации уменьшится.

TOTAL Quartz INEO ECS 5W-30

4.6

Рейтинг покупателей

Полный обзор

422 руб. за 1л.

Может использоваться не только в автомобилях PEUGEOT и CITROEN, согласно допусков, можно использовать и в других, но заточено, конечно, для французских автомобилей. Производитель заявляет, что масло позволяет экономить до 6% масла во время пуска мотора и до 3,5% во время движения. Подходит для сложных условий использования, в том числе для езды по городу и скоростной езды по трассе.

Достоинства

  • Хороший пакет присадок – экономично, эффективно оберегает детали от трения.
  • Чистая база, совместимо с сажевыми фильтрами.
  • В составе мало содержащих металл присадок, перекрываются молибденом.
  • Экологично, снижено количество вредных веществ в выхлопе за счет чистой базы.
  • Энергосберегающее, экономит топливо.

Недостатки

  • Малое количество щелочи, не подходит для длинных пробегов.
  • Высокая температура вспышки, безопасный пуск не выше -25 градусов.

В этом продукте тоже есть молибден и тоже в большом количестве, что тоже говорит об экономичности масла и его способности защищать двигатель в любых условиях. Противоизносные присадки в стандартном наборе, но в не очень большом количестве, но их дополняет молибден. Масло на основе гидрокрекинга высокого качества, о чем говорит небольшое количество серы.

Хороший продукт для французов, если планируете использовать его в Европе, можно устанавливать увеличенные интервалы замены, в отечественных условиях 5-7 тысяч км и не более.

Энергосберегающие моторные масла — все чаще используются в том числе и в бензиновых автомобилях.

Малозольные масла (энергосберегающие) — это специально разработанные смазочные материалы для работы с каталитическими нейтрализаторами и фильтрами DPF и GPF. Их состав гарантирует продление срока службы фильтров. В случае использования обычных моторных масел катализаторы и сажевые фильтры могут быстро засоряться, что приведет к скорому выходу из строя.

Хотя моторное масло обычно не участвует в сгорании топлива и не должно попадать в выхлопную систему, это всего лишь теория. Даже если двигатель находится в идеальном состоянии, рано или поздно частицы масла попадут в камеру сгорания, а значит, и в выхлопную систему.

Эффектом горения моторного масла является так называемая сульфатная зола, попадающая в сажевый фильтр, которая остается там навсегда. Во время процесса выгорания сажи, происходящего во время движения, зола, к сожалению, остается. По словам экспертов, во многих случаях причиной засорения и необходимости замены сажевого фильтра является именно зола, а не сажа.

Водители дизелей не всегда осознают необходимость использования малозольных масел. Обслуживая автомобили в случайных автомастерских, они, как правило, приезжают в сервис со своим, неправильным маслом. Это риск будущих больших трат. 

Небольшое предисловие

Популярные статьи о моторных маслах начинаются с рассказов о базах и присадках, классификациях SAE, АСЕА, API, ILSAC, спецификациях (допусках) производителей автомобилей, режимах смазки и прочих фундаментальных вещах.

Интереснейшие темы! Но сегодня мы не будем подробно ими заниматься – лишь упоминать по мере надобности. Во-первых, мы обсуждали их совсем недавно, всего лишь год назад (см. «АБС-авто» № 3, 4, 5/2011). Эти статьи, подготовленные под научной редакцией к.т.н. Виктора Резникова и к.т.н. Александра Первушина, есть на нашем сайте.

Во-вторых, немало основополагающих сведений любезно предоставили наши эксперты. Эту информацию вы найдете в цветных врезках.

Впрочем, некоторые фрагменты из ранее опубликованных материалов мы задействуем – там, где это уместно. Все же логика изложения не последнее дело, ради нее не грех и повториться.

Нормы уровня зольности

Следующий важный вопрос заключается в определении норм зольности. Сразу стоит оговориться, что они будут зависеть не только от типа двигателя (для бензиновых, дизельных моторов, а также двигателей с газобаллонным оборудованием (ГБО) эти показатели будут отличаться), но и от действующих экологических норм (Евро-4, Евро-5 и Евро-6). В большинстве базовых масел (то есть, до введения в их состав специальных присадок) значение зольности незначительное, и составляет приблизительно 0,005%. А после добавления присадок, то есть, изготовления уже готового моторного масла это значение может достигать грачных 2% которые позволяет ГОСТ.

Нормы зольности моторных масел четко прописаны в стандартах европейской ассоциации автопроизводителей АСЕА, и отклонения от них недопустимы, поэтому все современные (лицензированные) производители моторных масел всегда руководствуются этими документами. Приведем данные в виде таблицы для распространенного ныне экологического стандарта Евро-5, объединяющего значения химических добавок и отдельных действующих стандартов.

Требования по API SL SM SN-RC/ILSAC GF-5 CJ-4
Содержание фосфора, % 0,1 max 0,06-0,08 0,06-0,08 0,12 max
Содержание серы, % 0,5-0,7 0,5-0,6 0,4 max
Сульфатная зола, % 1 max
Требования АСЕА для бензиновых двигателей C1-10 C2-10 C3-10 C4-10
LowSAPS MidSAPS MidSAPS LowSAPS
Содержание фосфора, % 0,05 max 0,09 max 0,07-0,09 max 0,09 max
Содержание серы, % 0,2 max 0,3 max 0,3 max 0,2 max
Сульфатная зола, % 0,5 max 0,8 max 0,8 max 0,5 max
Щелочное число, мг КОН/г 6 min 6 min
Требования АСЕА для коммерческих дизельных двигателей E4-08 E6-08 E7-08 E9-08
Содержание фосфора, % 0,08 max 0,12 max
Содержание серы, % 0,3 max 0,4 max
Сульфатная зола, % 2 max 1 max 1 max 2 max
Щелочное число, мг КОН/г 12 min 7 min 9 min 7 min

Как можно видеть из приведенной таблицы, по американскому стандарту API о зольности судить сложно, и связано это с тем, что в Новом Свете к зольности относятся не так щепетильно. В частности, у них просто указываются, какие в канистрах масла — полно-, среднезольные (MidSAPS). Как таковых малозольных у них нет. Поэтому при выборе того или иного масла нужно ориентироваться в первую очередь на маркировку по АСЕА.

Английская аббревиатура SAPS расшифровывается как Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur, «сульфатная зола, фосфор и сера».

Например, исходя из приведенной информации в соответствии со стандартом Евро-5, который действует и актуален в 2018 году на территории Российской Федерации, то для современного легкового автомобиля на бензине допускается заливать масло С3 по АСЕА (обычно SN по API) — содержание сульфатной золы составляет не более 0,8% (среднезольное). Если говорить о дизелях, работающих в тяжелых условиях, то например, стандарт АСЕА Е4 не допускает превышение 2% содержания сульфатной золы в топливе.

По международным требованиям в моторных маслах для бензиновых двигателей сульфатная зольность не должна превышать — 1.5%, для дизельных двигателей малой мощности — 1.8% и для дизелей высокой мощности — 2.0%.

Требования к зольности для машин с ГБО

Что касается машин с газобалонным оборудованием, то для них лучше использовать именно малозольные масла

Это обусловлено химическим составом бензина и газа (неважно, метана, пропана или бутана). В бензине больше твердых частиц и вредных элементов, и чтобы не портить всю систему, и нужно использовать специальные малозольные масла. Производители смазок специально предлагают потребителям так называемые “газовые” масла, предназначенные для соответствующих двигателей

Производители смазок специально предлагают потребителям так называемые “газовые” масла, предназначенные для соответствующих двигателей.

Однако их существенным недостатком является высокая стоимость, и чтобы сэкономить, можно просто посмотреть характеристики и допуски обычных “бензиновых” масел, и выбрать подходящий малозольный состав. И помните, что менять такие масла нужно по указанному регламенту, несмотря на то, что прозрачность отработки будет значительно выше, чем у традиционных масел!

Так можно или нельзя

Лить смазку от дизеля в бензиновый двигатель можно, но на небольшой отрезок времени. А смазка от бензинового движка уничтожит дизельный. Так как в ней нет необходимых соединений, которые смогут очищать детали силового агрегата так же хорошо, как это делает дизельная смазка.

Опытные механики советуют использовать дизельную смазку с умом в бензиновом движке. Это не говорит о том, что смазывающее средство нужно считать панацеей от всех загрязнений. Не нужно бежать сломя голову в магазин, покупать подобное масло и чистить им мотор. Лучше использовать универсальную жидкость.

Универсальное масло

Сбалансированный состав современных смазывающих средств позволяет заливать такие жидкости в оба двигателя. Они одинаково хороши для дизелей и не навредят бензиновому мотору. Дополнительно жидкость проводит очистку моторов.

Разработаны специально для эксплуатации в широком температурном диапазоне. Щелочное число нейтрализуется за счет присадок. Окислительные процессы, которые приводит масло в действие попадая в движок, тоже строго регулируются за счет специальных добавок.

Универсальные смазывающие жидкости являются синтетическими полностью. В них нет природных минералов. Они выведены в химических лабораториях специально, чтобы решать проблемы комплексно.

Похожая статья Можно ли долить масло другой марки в двигатель

Однако мнения одних опытных механиков расходятся с мнением других механиков. Некоторые утверждают, что универсальные смазки – это реальное и высококлассное решение, которое увеличивает продолжительность жизненного ресурса силового агрегата. Другие же категорически против использования подобных масел.

Например, последние утверждают, что для использования масел в разных моторах подходят только строго профилированные. Иначе снижается долговечность движка.

Что-то конкретно по этому поводу сказать нельзя. Так как все зависит не столько от масла, а сколько от эксплуатации автовладельцем своей машины. Если за двигателем не ухаживать, вовремя не отправлять его на профилактическое обслуживание, то можно убить движок и за два года.

Дизельное масло

Заливать дизельное масло в бензиновый двигатель нужно исключительно в редких случаях. Потому что изначально смешивать различные масла по внутренним параметрам смазочных средств нельзя. Что говорить уже о видах масел для разных движков.

Автодизель рекомендуют использовать только в крайних случаях. Предварительно хорошо промыв систему от остатков смазки для бензинового силового агрегата. И только потом заливать свежее дизельное смазывающее средство.

Если необходимо добавить смазку, а рядом нет никакой, кроме дизельной, то опытные механики рекомендуют доливать любое смазывающее средство, чтобы избежать масляного голодания. После подобного маневра рекомендуется побывать в сервис-центре. Необходимо произвести полную промывку двигателя и смену жидкости.

Изготовление малозольных масел

Необходимость изготовления малозольных масел возникла во многом из-за требований экологичности (пресловутые стандарты Евро-х). При изготовлении моторных масел в них есть (в разных количествах, зависит от многого) сера, фосфор и зола (сульфатной она становится потом). Так, к появлению в составе масел упомянутых элементов приводит использование следующих химических соединений:

  • диалкилдитиофосфат цинка (так называется многофункциональная присадка, имеющая антиокислительные, противоизносные и противозадирные свойства);
  • сульфонат кальция — детергент, то есть, моющая присадка.

Исходя из этого, производители нашли несколько решений для уменьшения зольности масел. Так, в настоящее время используют следующие из них:

  • ввод моющих присадок не в масло, а в топливо;
  • использование беззольных высокотемпературных антиоксидантов;
  • применение беззольных диалкилдитиофосфатов;
  • использование малозольных сульфонатов магния (однако в ограниченных количествах, поскольку это вещество способствует образованию отложений в двигателе), а также моющих алкилфенольных присадок;
  • применение в составе масел синтетических компонентов (например, сложных эфиров и стойких к деструкции загущающих присадок, необходимых для обеспечения нужных вязкостно-температурных характеристик и низкой испаряемости, в частности, базовых масел из 4 или 5 групп).

Современные химических технологии позволяют без труда получить масло с любой зольностью. Нужно лишь выбрать состав, оптимально подходящий для конкретного автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector