Как проехать в грузию на собственной машине: маршрут, бумаги, контрольно-пропускные пункты

Содержание:

Дороги, бензин, заправки

В Грузии бензин стоит дороже, чем в России, что естественно. Однако из России нельзя везти канистры с бензином, но во Владикавказе можно залить полный бак. 95-й бензин стоит в Грузии 2,2 лари (около 55 рублей). Следует знать, что по дороге после Верхней Ларси нет заправок, а первая из них встречается лишь возле Гудаури. Об обмене денег также следует позаботиться заблаговременно, поскольку расплатиться на заправках можно только в лари, а рубли здесь не принимаются.

В Грузии с каждым годом улучшается состояние дорог, хотя до сих пор встречаются участки полнейшего бездорожья, особенно на Военно-Грузинской дороге. Правда, её состояние имеет уважительные причины в виде регулярного схода селевых потоков. Труден для преодоления также кусок трассы между Коби и Гудаури.

Оценить!

101

Навигация в Грузии — какую использовать?

В этом приложении очень легко строить маршрут — я ставлю метки, к ним можно добавлять описания.

Для передвижения по городам, я бы больше рекомендовала ориентироваться по Гугл, потому как Яндекс больше заточен на Россию.

К сожалению, я никогда не пользовалась Навителом, поэтому о нем ничего сказать не могу.

Мы пользовались всеми тремя системами — на 60% Maps.me (так как по городам двигались очень мало), если нужно было узнать о пробках — то Яндексом, в остальных случаях Гуглом. Надо сказать, что все три навигатора могут показать вам разные маршруты)))

Дороги в Грузии

Основные дороги — это бетонка или асфальт отличного качества! Дороги в 90% случаев очень хорошие. Даже в труднодоступные места типа Зеленого озера и поселка Ушгули сейчас прокладывают дорогу.

Мне, конечно, встретились очень плохие места, но я ехала туда осознанно. Например, на перевале Годердзи. Ради такой красоты можно поубивать подвеску)

Но, например, до Гергетинского храма или до каньона Окаце пока можно проехать только на внедорожнике, а эти два места считаются туристическими.

Даже если вы попали на грейдер и видите перед собой большую лужу — там невозможно застрять, потому что почва каменистая и тут не завязнешь. В этом плане ездить в Грузии легко. Дома я во многие места не могу проехать после дождя.

Если вы собираетесь ехать в Грузию на внедорожнике и покорять сложные места — я вас обрадую, проехать в общеизвестные места вы сможете не напрягаясь, даже не включая полный привод. Возможно я не знаю о каких-то специальных внедорожных маршрутах… Но круче Тушетинского перевала, думаю, вряд ли что-то есть. Если есть — пишите, я поеду туда, когда куплю полный привод!

Общий отзыв и советы о путешествии в Грузию на машине

Мое мнение — ехать в Грузию нужно на машине или брать ее там в аренду. За исключением случаев, если вы едете тюленить на море или ходить в горы.

Без машины вы совсем не посмотрите страну или вам придется брать экскурсии, платить за каждого человека, зависеть от группы, расписаний и сопутствующих ограничений. Расстояния в Грузии совсем небольшие и даже если просто базироваться в Тбилиси или в Батуми, то можно очень многое посмотреть за день.

А можно и не базироваться, а просто кататься по стране. Гестхаусы есть почти везде, я не встречала точки, где мы бы не смогли найти жилье. В Тбилиси и на побережье есть варианты на любой кошелек, а вот в горных районах всё несколько дороже. Бронировали день в день.

Насчет еды: вкусно абсолютно везде! В страшной придорожной кафешке кормят также, как в ресторане. Я не заметила, чтобы цены с кафе сильно отличались, хачапури всегда будет стоить около 7 лари, хинкали от 0,7 до 1 лари за штуку. Вино лучше покупать на заводе и не вестись на надписи «Wine Route» у дороги.

Обязательно посетите горные районы. На машине вам не избежать проезда по военно-грузинской дороге, поэтому рекомендую планировать прохождение границы с утра, чтобы спокойно успеть проехать перевал до темноты и осмотреть все достопримечательности.

Также рекомендую доехать до Сванетии, город Местиа. Тут, кстати, очень много европейцев — можно и английский подтянуть)) Даже если у вас нет подготовки для трекинга в горах, можно сходить к леднику Чалаади, туда-обратно всего 5 км. очень простой дороги. Вообще, от Местии отходят множество треков разной сложности. Кстати, на более-менее высокой машине тут можно проехать в многие красивые места. О них вам расскажут в туристическом центре.

П.С.

Но самое красивое, что мы видели в Грузии — это Тушетинский перевал — дорога к поселку Верхнее Омало. Туда ехать советовать не могу, дорога считается одной из самых опасных в Европе, открыта с мая по сентябрь-октябрь. Если решите поехать с экскурсией, то ценник около 400 лари за машину, найти водителя можно в городе Телави (по крайней мере об этом я знаю точно). Проехать здесь на внедороженике в сухую погоду не составляет труда, я проехала на Степвее. В дождь лучше не ехать вообще ни на чем! Без опыта вождения в горах тоже ехать не надо, не уверены в машине — ехать не надо. Дорога для тех у кого есть опыт и соответствующее авто или «слабоумие и отвага»))) На заглавном фото кадр отсюда.

В заключении полезное видео

Мцхета — Гори

День третий, 16 ноября. Мцхета — Мухрани — Самтависи — Уплисцихе — Атени — Гори (130 км).

Мцхета — древняя столица Грузии и религиозный центр страны, место коронации и захоронения грузинский царей. Город находится под охраной ЮНЕСКО. Его небольшой исторический центр восстановлен и прекрасно передает старинную атмосферу. Центр и две главные достопримечательности — Светицховели и женский монастырь Св. Нино можно осмотреть за час-полтора.

Монастырь Св. Нино

Далее мы выдвинулись в сторону Гори, который соединен с Тбилиси отличной новой дорогой. По пути заехали в село Мухрани (22 км от Мцхеты) посмотреть крепость начала XVIII века, от которой сохранилась часть крепостной стены и старинная церковь.

Крепость в селе Мухрани

Из Мухрани вернулись на автостраду и по пути завернули в село Самтависи (22 км), где находится потрясающие красивый собор, настоящее здание которого было построено в первой половине XI века и считается эталоном грузинской религиозной архитектуры.

Собор в Самтависи

Следующей точкой маршрута был пещерный город Уплисцихе (43 км), куда проще добраться по трассе через Гори. На Уплисцихе стоит запланировать пару часов. Когда-то это был настоящий город, центр торговли и религии, с множеством храмов, посвященных богине Солнца, дворцов, выдолбленных в горной породе.

Пещерный город Уплисцихе

После Уплисцихе мы заехали в село Атени (около 25 км), где находится один из самых старых храмов Грузии Атенский Сион (VII век). Попасть внутрь и посмотреть древние фрески, которыми знаменит монастырь, нам не удалось, но место красивое и уединенное, и сам храм прекрасно вписан в ущелье.

Атенский Сион

Маршрут №1 – Батуми плюс Сванетия

Идеальный маршрут если цель отдохнуть на море и увидеть самые красивые горы Грузии, при этом придется пожертвовать Тбилиси. Впрочем, если позволяет время и бюджет – можно прокатиться и в столицу Грузии, но я бы не мешал одно с другим.

Маршрут также подойдет тем кто прилетает в Кутаиси или Батуми, в частности на рейсы в Кутаиси часто бывают неплохие скидки, цена билета считается хорошей, если стоит не больше 150 долларов США, в оба конца.

Батуми – Кобулети — Кутаиси – Цхалтубо – пещера Прометея — Зугдиди (транзит) — Местия – Ушгули – Кутаиси (Батуми)

В зависимости от пункта прилета Батуми и Кутаиси можно поменять местами, большой проблемы не будет.

Достопримечательности по маршруту

Батуми – отдельная история и обширный пункт программы, на него нужно минимум три дня, а с учетом отдыха на море и поездки по окрестностям – до недели. Подробно о том что посмотреть в Батуми написал в статье Батуми и окрестности. Практическая информация плюс личный опыт

Цхалтубо – крутой в прошлом бальнеологический курорт, в советское время сюда ходил поезд Москва – Цхалтубо. Сейчас – тихое прекрасное место в субтропической зелени, которое я бы рассматривал как транзит с ночевкой по дороге в Сванетию. Мы ночевали в отеле Tskaltubo SPA Resort 4* Больше предложений по жилью можно найти на Booking.com — Цхалтубо или Booking.com — Кутаиси

Рядом с Цхалтубо и Кутаиси обязательно сходите в пещеру Прометея, добраться можно на автомобиле за 10 минут, маршруткой или такси. Лучшее время – утро, чтобы успеть добраться до самой красивой части Грузии — горной Сванетии.

Местия. Столица Сванетии, небольшой райцентр и туристическая мекка всех любителей горной Грузии, must visit для всех – бывалых и не очень. Едем на автомобиле из Цхалтубо или Кутаиси через Зугдиди, дальше по горным серпантинам. Дорога до Местия отличная, относительно недавно построенная.
В Местия придется провести минимум одну ночь, лучше 2-3, стоит забронировать отели и гест хаусы в Местия по своему бюджету. 

Ушгули – самое высокогорное село в Сванетии, добираемся внедорожниками, которые арендуем вместе с водителем из Местия. Туда-назад стоит примерно 60-80 долларов, можно успеть смотаться за полный световой день, но лучше остановиться в Ушгули на ночлег.

На Сванетию нужно 3 дня по минимуму, меньше не получится так как почти полотора дня в целом уйдет на дорогу туда-назад и по Сванетии. Идеально 4-7 дней, если планируются пешие треки к подножию самых известных вершин и озерам Курулди.
Советую почитать рассказ о путешествии в Сванетию — там в подробностях описаны все нюансы путешествия в Сванетию. 

Итого, по минимуму – 3 дня в Батуми и окрестностях, 1 день в Кутаиси (Цхалтубо), 3 дня в Сванетии. Итого минимум неделя на все путешествие.  

Прохождение границы между Россией и Грузией

Пока я бодрствовал 1,5 часа и наслаждался окружающими видами, мой штурман мирно сопел в 2 дырки на заднем сиденье. Ровно в 6:00 очередь тронулась, а в 6:05 попёрли «спешуны» — они ехали прямо колонной по встречке, на вскидку машин 40 ушло вперёд. Я видел, как они постепенно начинали втачиваться в любую щель между автосами, поэтому наплевав на личное пространство, я максимально близко прижимался к впереди стоящему Mondeo. Часть «спешунов» не найдя пристанища вернулись назад, часть нашла заветную брешь, а часть стала на обочине, готовые в любой момент ударить по газам, если кто-то зазевается.

Моё положение было вполне приличным, потому что я был не так уж и далеко от КПП, а метрах в ста от него перегораживал дорогу военный ЗИЛ с автоматчиками и патрульная машина с включённым плафоном — дальше них ни один «безбилетник» проехать не мог. Правда были довольно настырные водители, они рассказывали им свои «уважительные» причины со слезами на глазах, из-за которых их нужно в срочном порядке пропустить вперёд, но погранцов это слабо интересовало. Но всё же некоторых прилипал они сами вклинивали в поток. А вы бы стали возражать человеку с автоматом в руках?

Чем ближе вы окажетесь к военному грузовику — тем меньше перед вами вклинится нелегалов, а чем дальше — тем дольше вы будете слушать мерное урчание Терека.

Мы довольно быстро миновали вооружённых хранителей границы, и я смог расслабиться — жаться к автомобилю впереди больше не нужно.

С момента начала движения до прохождения российского КПП прошёл час с копейками, потом было ожидание на нейтральной полосе, потому что туристические автобусы перегородили дорогу, а таможенникам нужно было проверить все их шмотки. Грузинскую границу прошли со свистом — буквально минут за 7-10. На всё про всё у нас ушло порядка 2,5 часов, не считая того, что я зачем-то проснулся за полтора часа до открытия. Но всё пустое, все преграды преодолены и оставлены позади — впереди нас ждут невероятные открытия, новые впечатления и увлекательная поездка!

День третий — дорога по Азербайджану

День начинается с ожидания на таможне. Наконец-то стопка документов напечатана, и началась ее раздача — это всё ещё для предыдущей партии ожидающих. После этого собирают документы у собравшейся толпы перед окошком, и у нас в том числе. Несут стопку на дальний стол, начинают ее тасовать (после мы уже узнаем, что очередность зависит от количества вложенных купюр). Опять медленно, но верно, одним пальцем старый служивый заполняет бланки. Через время начинают отдавать документы тем, кто знал, сколько нужно положить в паспорт для ускорения процесса. Потом очередь доходит до остальных. С нас требуют пару тысяч российских рублей, выдают две бумажки — страховка и дорожный налог. Потеряна куча времени и сил, да еще и время у них отличается от московского на час вперед.

Выезжаем с таможни почти в 4 утра, очень уставшие, едем в Баку. Спасибо навигатору, который знал, куда надо ехать, потому что отсутствие асфальта вызывало сомнения — а туда ли мы едем в темноте? Оказалось, что едем туда, куда надо, через время въезжаем в городок Quba, который очень напомнил мне Египет — похожие постройки и подсветка зданий. Почти на автопилоте уже на рассвете добираемся до Баку. Ищем отель, заранее посмотренный в интернете на букинге.

Навигатор смело приводит на искомую улицу, на которой нет ни одной таблички с названием улицы и номером дома. Ничего похожего на отель нет, едем по улице и думаем, что же делать… И вдруг видим указатель на наш отель! Сворачиваем к нему, договариваемся о «ночевке» с 7 утра до 14 дня, менеджер высчитывает сумму — получается 90$. Номер большой, чистый, аккуратный — все как на картинке в объявлении, есть холодильник, Wi-Fi, единственный минус — окно закрывается неплотно, периодически свистит ветер. Падаем спать, глаза слипаются. Подъем в 13.00, выезд в 14.00.

Желания смотреть Баку не было совсем (спасибо таможенникам), поэтому сразу стартуем на Грузию. Видами столицы Азербайджана любуемся из окна автомобиля.

Проезжаем мечеть, кирпичные заборы (такое большое их количество, наверное, предполагает активное развитие заборостроительных институтов))))), видим Каспийское море и нефтевышку.

По дороге к границе с Грузией пейзажи унылые, дорога ремонтируется, знаки ограничения скорости есть, окончание зоны их действия — нет. Азербайджанцы едут по-разному, кто-то летит, кто-то соблюдает знаки. При обгоне тихохода попадаем на штраф — полколеса заехало на разделительную полосу, давай 100 манат говорят (~100 евро). Нет у нас манат, 1000 российских рублей удовлетворяет полицейского и ухудшает наше настроение. Небо затягивает темными тучами, начинается дождь. Но мы верим, что в Грузии будет солнечно, и едем вперед, к свету и солнцу

К вечеру добираемся до границы. С выездом из Азербайджана все намного проще, проходим за минут 15. И вот она, Грузия! Пограничный пост — стеклянная постройка, миловидная грузинская девушка-пограничник. Из машины выходить не нужно, паспорта в окошко, фотографирование морды лица — проезжайте. «И всё?!!!» — да, всё, проедьте вперед, вот таможенники, которые с улыбкой поприветствовали нас, для проформы спросили «что везете?» — и всё, счастливой дороги! Это ли не чудо?!!! Захотелось вступить в секту любителей проходить границу Грузии.

Приезжаем в ночной Тбилиси, все носятся на немаленьких скоростях, и мы, уставшие и немного ошалевшие, тоже носимся — ищем отель.

Навигатор так и не нашел адрес гостиницы, она была где-то рядом… Приезжаем к Макдональсу, там есть Wi-Fi, включаем ноут и ищем несколько других адресов, по ходу меняем небольшую сумму денег на лари. На машине перебираемся на другую сторону реки, к району Авлабар, опять путаемся в улицах, останавливаемся в первом попавшемся приличном отеле. Номер 4-местный, холодильник и Wi-Fi присутствуют. Спать, спать, завтра — осмотр Тбилиси!

Следующие части отчёта:

  • Поездка в Грузию на машине. Часть 2: Тбилиси-Гори-Уплисцихе-Батуми-Квариати
  • Поездка в Грузию на машине. Часть 3: отдых в Квариати и Батуми
  • Поездка в Грузию на машине. Часть 4: Боржоми-Тбилиси-Кахетия-Россия

Что посмотреть в Грузии за 14 дней

За две недели в самостоятельной поездке мы посмотрели много интересных природных и рукотворных достопримечательностей, взглянули на памятники ЮНЕСКО. Но все же не смогли посмотреть все, что планировали. Оставив тем самым повод вернуться в гостеприимную страну. В большинстве случаев останавливались в палатке, потому поездка оказалась очень бюджетной! Эта статья обзорная и показывает лишь то, что мы смогли посмотреть в Грузии самостоятельно на машине, рассказ о каждой из достопримечательностей вынесен в отдельный материал.

  • День 1. Скальный монастырь Давид-Гареджи и Мцхета (собор Светицховели, слияние Арагвы и Куры и еда в Салобио) — пункты 1 и 2 на карте выше. Перегон в сторону Вардзии. Ночевка перед Ахалцихе в поле с палаткой.
  • День 2. Скальный монастырь — крепость Вардзия, крепости Тмогви и Хертвиси, далее монументальная восстановленная крепость Рабат в Ахалцихе — пункты 3, 4 и 5. Перегон в сторону Кутаиси. Ночевка в машине перед городом.
  • День 3. Посмотрели исторический центр Кутаиси: монастыри Баграти и Гелати пещер Прометея и парка Сатаплия. Вечером перегон в Уреки с ночевкой в Поти. Пункт 6 самостоятельного маршрута по Грузии.
  • День 4. Отдых на море — это 7 пункт поездки! На пляже Магнети мы стояли 3 дня. Отдыхали с палаткой прямо на пляже, сложностей никаких не возникло. В середине июня отдыхающих еще нет, даже пляж начали чистить во время нашего пребывания. Для местных жителей еще холодная вода, а вот для нас самое то! Во время отдыха выбирались на целый день в парк аттракционов Цицинатела — очень дешевый и интересный детский парк. Обязателен к посещению.
  • День 7 и 8. Перегон в сторону Верхней Сванетии и посещение Местии. Две ночевки в горах, светлячки в невероятном количестве, снежный 5000 великан и самобытные сторожевые башни. А еще дождь и гроза, которые высоко в горах и красивы и пугающие одновременно.
  • День 9. Поездка в каньон Мертвели. Очень красивое место с водой невероятного цвета, водопадом и прогулкой по реке на лодке или катамаране. Перегон на пляж в Уреки.
  • День 10 и 11. Отдых на пляже. Батонимсяяяя ….
  • День 12. Дорога домой через город Чиатура. Осмотр столпа Кацхи. Уникальный населенный пункт с канатной дорогой вместо автобусных маршрутов. Город напоминающий апокалиптический период компьютерной игры Fallout. Ночевка в палатке.
  • День 13. Поездка домой всегда приятна, когда едешь с сувенирами. Потому опять заглянули в Мцхету. Ну а дальше по Военно-грузинской дороге, через крепость Ананури, арку дружбы и конечно Гергетская церковь в городе Степанцминда.

Вот так особо не напрягаясь, наша семья прокатилась по всей территории Грузии с востока на запад. Мы успели и покупаться в реках, озерах и Черном море, побывать высоко в горах и полазить в подземных пещерах, насладиться искусством древних мастеров и надежностью средневековых крепостей, ну и конечно окунуться в природу Грузии. За все время попадались только добрые и отзывчивые люди. Подводя итоги поездки предлагаю посмотреть список достопримечательностей, до которые мы сами добрались на две недели отпуска:

  • Монастырь Давид-Гареджи;
  • Древняя столица Мцхета: Собор Светицховели, монастырь Джвари, часовня святой Нино, слияние рек Арагви и Куры
  • Город — крепость Вардзия
  • Крепости Тмогви и Хертвиси
  • Восстановления крепость Рабат
  • Пещеры Прометея
  • Парк Сатаплия
  • Кутаиси: Гелатский монастырь,храм Баграти, монастырь Моцамета, каньон Окаце.
  • Канатный город Чиатура: столп Кацхи
  • Горная Сванетия: Местия
  • Каньон Мартвили
  • Черный магнетический пляж в Уреки (Магнети)
  • Парк отдыха Цицинатела

Вот как много всего! И все без турфирм и навязанных услуг, без автобусного перегона и еды в выбранных не вами местах. Все свободно и не напряжно, самый правильный способ посмотреть страну — это проехаться по ней самому! А еще вы можете прилететь в Тбилиси на выходные, специально для этого я подготовил маршрут выходного дня по столице Грузии (перейти для чтения).

День четвёртый — Тбилиси

Утром встаем, завтракаем в отеле, и пешком идем куда глаза глядят гулять по городу. В центре очень красиво, старинные домики оставляют приятное впечатление.

В этот день в Тбилиси был сильный ветер, я сначала рванула к канатной дороге, а потом запереживала, что кабинка будет раскачиваться и мне будет страшно. Но нет, все кабинки едут ровно, замечательная система стабилизации, кабинка только совсем чуть-чуть покачивается.

Виды из кабинки по мере подъема:

На канатке поднимаемся к крепости Нарикала, фотографируем город сверху.

Вниз спускаемся по лесенке, видим сверху серные бани.

Идем по городу и все подряд фотографируем.

Затем попадаем к театру марионеток, на башенке каждый час открывается дверь, выезжает ангел и бьет в колокол (пока я сфотографировала, ангел уехал в домик)))

Идем дальше, приходим к Площади Свободы (Freedom Square).

Тут находится информационный центр для туристов, нам дают кучу карт, отвечают на все наши вопросы, подсказывают, куда сходить и что посмотреть. В переходе под площадью покупаем местную Билайновскую симку, с дешевыми звонками домой, продавец активирует ее, на счету остается пару лари. Подкрепившись в кафе какой-то острой едой и бокалом вина идем в Национальный музей. Там у кассы знакомимся с ребятами из Одессы и берем гида в складчину. В это время в музее находится «этот козел Баррозу», совсем один и без охраны, успеваем его запечатлеть — да, вот так запросто я подошла и сфотографировала…

Затем идем смотреть на Золотой фонд Грузии. Никогда я не была фанатом золотых украшений, но эти — мне очень-очень понравились. Золото в Грузии добывали с древних времен, и ювелирное искусство было очень развито. Жаль, что фотографировать можно было только через стекло и без вспышки. Невероятной красоты заколка для волос — олени, птички и львы украшены мельчайшими золотыми шариками!

В древние времена для украшений использовалось только золото, без каких-либо дополнений.

В обычный зал экскурсовод с нами не пошла, быстренько осмотрели сами, запечатлели самое понятное))). Грузия — родина виноделия, о чем свидетельствуют старинные квеври и другие кувшины, а также очень древняя статуэтка грузина с рогом вина.

Посетили также музей советской оккупации, неоднозначно конечно, и вывод — учите историю, она повторяется…

Поднимались на гору Мтацминда на фуникулере — современный вагончик едет по рельсам, проложенным в гору, посмотрели на город с высоты (внизу на фото видны рельсы и средняя станция)

Сил погулять в парке уже не осталось, спустились вниз, зашли в Карфур (супермаркет), купили вина и сыра. К вечеру сильно похолодало, поэтому пришлось вернуться в отель, одеться потеплее, затем поехали ужинать в Дом Хинкали. Ну что сказать про хинкали — это такие большие острые пельмени. И вино обязательно — чтобы потушить пожар во рту и кушать дальше).

Куда поехать на авто из Батуми

Батуми – это коктейль из древности и современности, «смешать, но не взбалтывать». 

В самом городе смотреть особо нечего. Два дня на осмотр города города более чем достаточно, ещё два на посещение водопада Махунцети и парка Мтирала (если захотите). Зато отсюда очень удобно отправляться в поездку по всей стране с финишем в Тбилиси.

Батуми – Сванетия – Тбилиси (около 800 км)

Рассчитан примерно на 5 дней (с учетом 2 дней в окрестностях Батуми и 2 в Местии).

В первый день можно устроить вкусный пикник у водопада. В 30 км от города находится одна из самых распиаренных достопримечательностей Батуми: водопад Махунцети и арочный мост царицы Тамары. Съездить туда стоит. И ради созерцания падающей с 20 метров воды и фото на мосту. И ради местных шашлыков, которые продаются в кафе у подножия водопада.

Во второй день советуем съездить в высокогорное село Хуло: 2-километровая канатка там гораздо круче, чем в Батуми и виды на горную Аджарию просто нереально красивые.

Также здесь можно осмотреть церковь на горе, местный этнографический музей и художественную галерею.

3 день. Трасса Е70 ведет нас в Гурию.

  1. Кобулети – 21 км от Батуми, модный курорт и 10-километровый пляж.
  2. Уреки – 50 км от Батуми, еще один пляж с редким «магнитным» песком, говорят, полезным при болях в суставах.
  3. Поти – 72 км от Батуми, в городке нет ничего особенного, но интересен Морской музей (прямо в порту).

По трассе Е60 до Сабажо, поворот на Е97, указатель «Chaladidi-Khorga-Khobi» (указатель у деревни Чаладиди).

  1. Хоби – 111 км от Батуми. Ноджихевский Успенский монастырь постройки 13 века, единственный в Грузии храм без барабанного купола, но с греческой колоннадой.
  2. Зугдиди – 138 км от Батуми. Дворец князей Дадиани и великолепный дворцовый парк. Вход платный: 2 лари, понедельник – выходной.

На самом деле здесь есть гораздо более интересный, хоть и не такой известный объект – остатки Великой Келасурской стены, состоявшей в древности из 300 крепостей. Чтобы увидеть ее руины, нужно по Е 97 доехать до села Рухи, там оставить машину и прогуляться пешком.

  1. Ингур ГЭС – можно сделать сэлфи на смотровой площадке.
  2. Местия – 265 км от Батуми (по трассе).

Здесь можно запланировать ночевку, а лучше – остановиться на пару дней. Виды сказочно красивых гор Сванетии: Цхаквзагари, Лаила, Зурулди, массива Бангуриани достойны того, чтобы осматривать их не второпях, на усталую голову. В Местии имеется три вполне уютные гостиницы и несколько гестхаусов.

На главной площади города турцентр Сванетии, где можно получить карты или заказать экскурсии к знаменитым башням, Зеленому озеру и другим красотам горного края.

Хацвали 8 км от города – горнолыжный курорт и место, с которого открываются потрясающие виды на горы. Подъемник – 2 лари. Дорога нормальная.

Ушгули – самое высокогорное село, где находятся самые загадочные башни и над которым поднимается самая высокая гора страны – Шхара. Как видите, в Ушгули много интересного. Но на арендованной машине вы туда не попадете – грунтовка, и довольно скверная. Шанс поцарапать днище велик, а страховка не действует. Но местные джигиты всего за 80 долларов охотно отвезут вас в Ушгули и привезут обратно.

Лучшие крышки для расширительного бачка: эксперимент на автомобиле «УАЗ»

Ахалцихе — Рустави

День восьмой, 21 ноября. Ахалцихе — Хертвиси — Вардзиа — Рустави (360 км).

Главная достопримечательность Ахалцихе — город-крепость Рабат, полностью восстановленный в 2012 году. Крепость интересна смешением мусульманской и христианской культур, так как за ее длинную историю ей владели и грузинские князья, и османские властители. Здесь есть и замок, и крепостные стены, и мечеть, и христианские храмы. Территория довольно большая, поэтому на посещение можно отвести 1,5-2 часа.

Ахалцихе, крепость Рабат

От Ахалцихе легко добраться до пещерного монастыря Вардзиа. По дороге обязательно сделать остановку в Хертвиси, чтобы посетить впечатляющую крепость, одну их самых древних в Грузии. В X-XII веках город, окружавший крепость, был центром Месхети. За свою долгую историю ее стены видели войска Александра Македонского, Чингисхана, османских султанов.

Крепость Хертвиси

Вардзиа — пещерный комплекс, построенный в XII веке Георгием III и царицей Тамарой, его дочерью. Протяженность города около 1 км, он включает в себя более 600 помещений, которые находятся внутри скалы и соединены ходами. В XIII веке вследствие землетрясения часть скалы обрушилась, обнажив часть «зданий». Монастырь действительно интересный, и на его осмотр уйдет не менее 2-3 часов.

Пещерный монастырь Вардзиа

К ночи мы добрались до Рустави, проделав долгий путь через Боржоми и далее по Е60. Ехать через Ахалкалаки и Манглиси мы не отважились, так как состояние дорог было непонятно, и мы предпочли проехать лишние 50 км по отличной и уже знакомой трассе.

Более серьезные последствия

  • Разрыв некачественных патрубков или тех, что давно не менялись
  • Появление течи в основном или отопительном радиаторе
  • Разрывает корпус термостата в некоторых автомобилях
  • Лопнувший расширительный бачок.

Самым страшным последствием будет прогар прокладки между блоком цилиндров и ГБЦ. Что случается так же крайне часто и может привести к капиталке двигателя.

В большинстве случаев ситуация такая — у вас закипела охлаждающая жидкость. Вы заметили это на приборной панели и вместо того, что бы остановиться решили сразу ехать до автосервиса или в гараж для устранения проблемы.

Делать так ни в коем случае нельзя! Если вы увидели, что у вас температура вышла за допустимые пределы сразу же останавливайтесь и ждите пока двигатель не остынет. После этого езжайте дальше до следующего нагрева до рабочей температуры, после чего так же останавливайтесь и ждите.

Как добраться до Батуми. Дорога Тбилиси – Кутаиси – Батуми

Если вы решили попробовать пляжный отдых в Грузии, то вам прямая дорога в Аджарию. Можно поехать в столицу этого региона – город Батуми или остановиться в его окрестностях, например, в Кобулети. В любом случае, ехать нужно через Кутаиси. Не стоит ехать через Боржоми и Ахалцихе, если у вас нет внедорожника и цели специально покататься по горам. По отзывам из Интернета поездка в тех краях на обычной машине может стать невыполнимой задачей. Там есть участки грунтовой дороги, на которых будешь ползти со скоростью черепахи, а если пойдет дождь, то можно застрять. После дождей могут появиться водопады, которые текут прямо на дорогу.

Другое дело – дорога через Кутаиси. Она и Военно-Грузинская дорога – это две важнейшие транспортные артерии страны, поэтому власти заботятся, чтобы они всегда были в хорошем состоянии. Протяженность дороги 350 км, везде ровный асфальт, около трети ее длины – это скоростной автобан. На обратном пути мы выезжали из Кобулети и ехали до Мцхеты. По расстоянию это меньше, чем от Батуми до Тбилиси, и равно 310 км. На их преодоление у нас ушло 4,5 часа.

Чтобы вам было легче понять, что представляет из себя дорога, я разделил ее на участки по принципу количества полос. Ниже небольшие описания участков с фотографиями.

1-й участок длиной 105 км начинается от Тбилиси и заканчивается за 9 км до Хашури. Это прекрасный автобан с двумя полосами в каждом направлении. Ограничение скорости вне населенных пунктов на нем – 110 км/ч. На обратном пути чуть меньшее расстояние в 97 км до Мцхеты мы проехали примерно за один час.

Дорога Тбилиси – Батуми. Участок Тбилиси – Хашури

2-й участок длиной 80 км начинается за 9 км до Хашури и заканчивается через 4 км после Зестафони. Дорога проходит по горной местности и имеет только по одной полосе в каждом направлении. Это не серпантин, но поворотов много. Красивые виды.

Дорога Тбилиси – Батуми. Участок Хашури – Зестафони

3-й участок длиной 15 км начинается через 4 км после Зестафони и заканчивается на развязке, после которой одна дорога уходит на Кутаиси, а другая – в объезд города. Это снова автобан с двумя полосами в каждом направлении. На развязке придется повернуть на Кутаиси, потому что объездная дорога работает пока только в направлении из Батуми в Тбилиси. К концу 2021 года ее обещают расширить и открыть в обоих направлениях.

Дорога Тбилиси – Батуми. Участок Зестафони – развязка перед Кутаиси

4-й участок длиной 150 км начинается после развязки перед Кутаиси и заканчивается в Батуми. Дорога имеет только по одной полосе в каждом направлении. Путь проходит через множество населенных пунктов, в том числе и через крупный город Кутаиси, все вместе это существенно ограничивает скорость. На участке от Самтредии до Уреки длиной 56 км населенные пункты непрерывно следуют один за другим, скорость потока была 55 – 75 км/ч, есть два железнодорожных переезда. Около Уреки дорога выходит к Черному морю, поворачивает на юг и оставшиеся 53 км идет по красивой местности между берегом и горами.

Дорога Тбилиси – Батуми. Участок Самтредия – Уреки

Дорога Тбилиси – Батуми. Участок Уреки – Батуми вдоль Черного моря

Обратный путь из Батуми в Тбилиси немного отличается в лучшую сторону. Перед Самтредией нужно повернуть направо и проехать южнее Кутаиси по объездной дороге, про которую я писал выше. Этот двухполосный участок работает пока в одном направлении. Ограничение скорости 90 км/ч. Будьте осторожны, по дороге могут гулять коровы.

Дорога Тбилиси – Батуми. Участок в объезд Кутаиси

Автомобили ВАЗ-2115i-14i-13i

Преимущество путешествия на авто

Перечислять все преимущества путешествия в эту страну можно очень долго. Поэтому времени, ограниченного отпуском, катастрофически не хватает для осмотра хотя бы части этих красот. Первая поездка может быть неоднократно повторена, особенно любознательными путешественниками. Пешие туристы, рассчитывающие на маршрутное такси, для того чтобы поехать в нужное место могут быть разочарованы его отсутствием.

Ситуация поправима, если ехать в Грузию на своей машине, что в разы повышает мобильность и скорость передвижения. Автомобиль даёт возможность не зависеть от навязанных туристическими агентствами маршрутов и проложить тот который наиболее соответствует интересам конкретного человека. Недельному туру, за который и малой части все интересные достопримечательности не увидишь, не все довольны.

Если выделить наиболее ощутимые преимущества автопутешествия в Грузию, то это:

  • Свобода передвижения;
  • Независимость от расписания движения местного транспорта;
  • Отсутствие необходимости оформлять дополнительные документы для машины (удостоверение на право управления транспортным средством действительное в России действует и в Грузии, дополнительная страховка не требуется).

Универсальность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector