Что такое торможение двигателем и в чем его суть? как правильно тормозить двигателем?

Основные факторы и виды безопасного торможения.

Как было отмечено выше, водитель должен не только владеть знаниями ПДД и быстрой реакцией, но и обладать такими отточенными навыками, благодаря которым в конкретной дорожной ситуации он сможет быстро принять единственно верное решение. Существуют определенные, перечисленные ниже, правила движения и торможения, соблюдение которых будет служить залогом комфортного и безопасного вождения:

  1. Во время совершения различных маневров, таких как повороты или сбрасывание скорости, необходимо держать передачу включенной, что необходимо отрабатывать с самого начала приобретения водительского опыта. Новички должны запомнить, что поездка на нейтральной передаче не должна быть привычкой, так как именно в этот момент водитель теряет возможность торможения двигателем и моментального «прибавления газа» во избежание столкновения с быстро движущимся позади автомобилем. Помимо прочего, движение «накатом» не способствует экономии топлива на современных авто, как ошибочно считают автомобилисты, а наоборот приводит к расходу примерно 2 л на 100 км;
  2. Включенная передача должна позволять двигателю иметь тягу для совершения маневра. Грамотный водитель, знающий как правильно тормозить на механике, осуществляет переключение передачи на пониженную при показателе стрелки тахометра 2500 оборотов (для бензинового двигателя), которая соответственно начинает показывать значения равные 3500 об/мин. Дальнейшие действия торможения двигателем производятся по аналогии с предыдущим и позволят полностью держать дорожную ситуацию под контролем.

Для более полного понимания процесса торможения, стоит отдельно остановиться на его видах.

  1. Торможение двигателем, сопровождающееся постепенным понижением передач и перегазовкой, является самым идеальным вариантом для транспортного средства, позволяющим одинаково эффективно и экономно совершать маневры в условиях гололеда, плотного городского потока, неполадках рабочей тормозной системы;
  2. Комбинированное торможение при понижении передач и перегазовке является аналогичным предыдущему, но дополняется плавным нажатием на педаль тормоза. Данное действие необходимо в том случае, если самопроизвольного торможения двигателя не достаточно и водителю требуется быстрее остановить авто перед препятствием;
  3. Движение на нейтральной передаче («накат») в обычных ситуациях не допускается, кроме экстренного торможения (с АБС) или движения на минимальной скорости. Водитель должен знать, что двигаясь накатом в обычной поездке, в разы снижает безопасность свою и окружающих участников дорожного движения;
  4. Комбинированное торможение с постоянной передачей также позволяет снижать скорость двигателем, но водитель может допустить «потерю тяги» движком, что в некоторых случаях может привести к потере контроля над дорожной ситуацией;
  5. Экстренное торможение, как правило, сопровождается резким нажатием педали тормоза и сцепления до полной остановки автомобиля. Редкий водитель сумеет за доли секунды сориентироваться и, понижая передачи, замедлиться. В нестандартных ситуациях автомобилист тормозит инстинктивно резко, в лучшем случае, соблюдая определенную прерывистость и выжимая педаль сцепления и тормоза.

Спорные моменты

Эффективность торможения двигателем сильно зависит от сочетания множества факторов — от самого водителя, от его автомобиля, от дороги, от ситуации, в конце концов. И если с водительскими навыками и дорожными условиями мы более или менее разобрались, то на технических моментах стоит остановиться отдельно, чтобы развеять некоторые мифы и расставить все точки над «i».

Все, о чем мы говорили выше, касалось торможения двигателем на автомобиле с механической коробкой передач. А как обстоит ситуация с АКПП? Этот вопрос волнует многих, и он весьма непрост, поскольку эффективность торможения двигателем и методика выполнения этого приема во многом зависит от типа «автомата», от его электронной начинки и от доступных водителю режимов работы коробки передач. Одни автоматические трансмиссии дают возможность последовательно переключать передачи вручную (подрулевыми «лепестками» или рычагом на центральном тоннеле), другие предлагают выбор фиксированных диапазонов работы (L, 2, 3, OD), а третьи лишены и того, и другого. А бывает и так, что даже при наличии «лепестков» коробка не позволяет сбрасывать передачи, если ей кажется, что это в данный момент времени неуместно или может привести к поломке. Чтобы точно знать, как правильно тормозить двигателем Вашего автомобиля, загляните в его инструкцию по эксплуатации. Как правило, производители отдельно и достаточно подробно описывают этот процесс, указывая, как делать нужно, и что делать нельзя.

Автомобили с автоматической коробкой передач могут тормозить двигателем не хуже машин с механикой.

В чем сомнений нет, так это в том, что торможение двигателем в автомобилях с АКПП в любом случае возможно, что бы там ни говорили. Причем, в теории оно может быть даже более эффективным и безопасным, чем в случае с «механикой», поскольку автоматика намного быстрее аккуратнее работает со сцеплением. Более того, некоторые производители (Volkswagen, например), начали устанавливать на свои автомобили системы EBC (Engine Braking Control), которые предотвращают блокировку колес в случае слишком резкого сброса “газа” и в целом контролируют процесс торможения двигателем.

Кстати, еще один технический момент, который нужно учитывать при торможении двигателем, это наличие в автомобиле системы ABS. Если она есть, то в экстренной ситуации (гололед — исключение) торможение двигателем — потеря драгоценных секунд и лишние метры тормозного пути. Поверьте, в большинстве случаев ABS справится со своей работой намного лучше, чем водитель.

Есть мнение, и оно имеет право на существование, что дизельный двигатель тормозит эффективнее бензинового, поскольку степень сжатия топливной смеси в его цилиндрах примерно в 1,5 раза выше. Возможно, если напрямую сравнить два одинаковых автомобиля, но с разными моторами, разницу в эффективности торможения двигателем можно почувствовать, но принципиального значения это все равно не имеет, потому что в чистом виде торможение двигателем большого эффекта замедления не дает и переоценивать его не стоит.

И последнее, но не в последнюю очередь, о чем хотелось бы сказать в этом разделе, — о распространенном мнении, что торможение двигателем благоприятно сказывается на расходе топлива. Спорить с этим фактом мы не будем. Подача топлива при отпущенной педали акселератора на современных автомобилях (с “механикой” так уж точно) действительно снижается до нуля, но экономия от этого не так велика, как многим хотелось бы, и сама по себе не может принципиально повлиять на снижение расхода. 

Если Ваш автомобиль оборудован бортовым компьютером, показывающий моментальный расход топлива, Вы легко заметите, что в момент торможения двигателем расход равен нулю.

Насколько эффективен данный способ?

Эффективность такого способа торможения зависит от многих факторов, ключевыми из которых является опыт водителя, правильная оценка дорожной ситуации, техническое состояние автомобиля.

Данный метод увеличивает устойчивость машины к заносу, поскольку колеса не блокируются колодками. Специалисты рекомендуют применять торможение двигателем в экстренных ситуациях, когда нужно предотвратить ДТП.
Благодаря данному способу увеличивается срок службы тормозных колодок.
Не наступает перегрев диска (или барабана) во время снижения скорости, а значит, отсутствует риск отказа тормозов.
В случае отказа тормозов у водителя, торможение двигателем является единственным доступным способом остановить машину и избежать аварий.
Автомобили, оснащенные системой АВS, в момент совершения торможения двигателем в экстренной ситуации могут потерять драгоценные секунды, поскольку система АВS справится лучше. Исключением является гололед на дороге, когда между этими двумя способами торможения следует выбрать торможение двигателем.
Существует предположение, что наиболее эффективно торможение осуществляется на автомобилях с дизельным двигателем. Это связано с тем, что степень сжатия в цилиндрах в полтора раза выше

Однако, принципиальных отличий в скорости нет, поскольку торможение двигателем не дает большого замедления и обращать внимание на это предположение не стоит.

Расход топлива

Используя данный метод, можно не беспокоиться о перерасходе бензина, он останется таким же, как и при стандартной остановке авто.

Это обусловлено тем, что при снижении скорости, водитель не затрагивает акселератор и уровень подачи топлива в цилиндры равен нулю. После ускорения, бензин поступает в систему в обычном режиме.

В некоторых случаях, можно снизить потребление бензина, используя эффект наката. Если на пути автомобилиста встречается длительный спуск или светофор, для экономии топлива, можно поставить нейтральную передачу и «катиться» на холостой работе двигателя.

Вредит ли это автомобилю?

На просторах интернета достаточно распространено мнение о том, что торможение двигателем – процедура несущая существенный вред трансмиссии и мотору автомобиля. Однако, грамотное использование метода торможения двигателем и четкое следование рекомендациям – гарантия абсолютной безвредности. Повышение оборотов на короткие промежутки времени не могут привести к проблемам с двигателем.

Не нужно постоянно пользоваться этим способом, он для отдельных экстремальных ситуаций и будет актуален из соображений безопасности в определенные моменты.

Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку?

Как известно, в каждой ситуации на дороге действовать следует по-разному. Это же касается и торможения. Ниже мы приведем несколько примеров, в которых расскажем, что можно или нельзя делать в той или иной ситуации.

Как тормозить с МКПП в повороте?

Вообще-то в повороте тормозить не надо. Скорость следует снижать до поворота. Но если такая необходимость все же возникла, запомните несколько правил:

  • Категорически не допускается резкое нажатие на педаль тормоза в повороте.
  • Не выжимайте сцепление, проходить поворот необходимо при включенной передаче.

С заблокированными колесами машина может сорваться с траектории. Поэтому надо тормозить так, чтобы колеса сохраняли вращение. Включенная передача придает машине дополнительную устойчивость.

Торможение с механической коробкой передач на спуске

Следующая особенность вождения автомобиля с МКПП – это торможение на спуске. Главное правило при этом не разъединять двигатель и трансмиссию. То есть сцепление не выжимать, коробку в «нейтраль» не переводить, тормозить только двигателем. Тормозами следует только периодически кратковременно подтормаживать автомобиль, если скорость превышает безопасную.

Дело в том, что при длительном затяжном торможении, например при спуске с крутой горы, тормоза могут перегреться и отказать. Поэтому тормозить с горки следует только двигателем, чтобы не подвергать тормозные колодки сильным нагрузкам.

Запомните одно простое правило: чтобы мотор эффективно сбавлял скорость при спуске с крутого холма, двигаться следует на той передаче, на которой вы бы поднимались по этой же дороге в гору.

Как правильно тормозить на скользкой дороге?

Основное правило на скользкой дороге – это не допускать блокировку колес. Пока колеса крутятся, автомобиль управляем, можно при необходимости аккуратно изменить направление движения и объехать препятствие. С заблокированными колесами машина перестанет слушаться руля, и траектория движения станет непредсказуемой.

При торможении необходимо стараться удерживать колеса на грани пробуксовки. Это можно сделать периодическим нажатием и отпусканием педали тормоза. А проделывается это при включенной передаче. Так как автомобиль, лишенный крутящего момента на ведущих колесах может неожиданно сорваться в занос, справиться с которым без специальных навыков будет сложно.

Источник

Небольшой опрос

Чем опасно для автомобиля торможение двигателем?

Забегая наперед, отвечу — ничем, кроме того, что в один момент, когда скорость движения автомобиля будет ниже 20 км/ч, двигатель «заглохнет».

Кроме этой проблемы, торможение двигателем ничем не опасно для автомобиля и его узлов . Дело в том, когда водитель тормозит ДВС при включенной передачи, коленвал и все детали двигателя продолжаю вращаться. Вместе с ними вращается маслонасос мотора, давление, создаваемое им, обеспечивает подачу масла на трущиеся пары двигателя, обеспечивая их смазку. Поэтому работа их в таком режиме ничем не отличается от работы двигателя на холостых оборотах или в обычном режиме езды авто.

Чек-лист процесса

Основы безопасного скольжения по льду и мокрой дороге

Хотя сейчас многие автомобили снабжаются АБС, но от этого принципы безопасной остановки на машине сильно не изменились.

Некоторые наши автомобилисты со стажем, привыкшие к манере езды на отечественной автоклассике, намеренно отключают АБС. Для новичков этот подход недопустим категорически.

Есть несколько основных способов, как правильно тормозить на автомобиле при гололёде и на мокром асфальте. Рассмотрим каждый из них.

Торможение коробкой и двигателем

Замедление происходит за счёт снижения мощности мотора и переключения коробки на пониженную ступень. Благодаря чему колёса получают меньшее число оборотов и не могут вращаться с большей скоростью.

Существует некоторое отличие торможения двигателем с АКПП и «механикой». При замедлении на машине с МКПП переключение скоростей производится водителем, а с АКПП за это отвечает электроника.

В зависимости от модели авто скорость переключения передач «автоматом» может быть разной. Поэтому если в вашем автомобиле предусмотрена возможность работы коробки в нескольких режимах, то при торможении с помощью двигателя нужно использовать ручной.

Чтобы научиться тормозить с помощью мотора и трансмиссии, выполняем следующее:

  • сбрасываем обороты педалью акселератора;
  • выжимаем сцепление (для МКПП или ручного режима АКПП);
  • ставим положение рукоятки коробки на следующую низкую ступень;
  • сцепление отпускаем, правой ступнёй выжимаем газ.

При необходимости эту схему действий повторяют несколько раз вплоть до переключения на самую низкую передачу. Такое торможение приемлемо для замедления автомобиля на прямом отрезке скользкой дороги и при спуске.

Способ прерывчатого замедления

При таком способе задействуются руль и ножной тормоз. Нажатие на педаль осуществляется резкими рывками. Из-за этого колёса автомобиля не успевают полностью стопориться

Важно понимать, что такой метод требует наличия некоторого опыта вождения

Давить на тормоз следует в момент перед полной блокировкой колёс. Так они не успевают полностью застопориться и уйти в занос. Подруливать следует, когда педаль тормоза отжата.

https://youtube.com/watch?v=phB-SYQ29JE

За счёт чередования резкого нажатия и отпускания тормозной педали колодки не успевают полностью стопорить колёса, а покрышки — скользить по поверхности дороги. Так осуществляется ступенчатое гашение скорости автомобиля.

Чтобы понять, как правильно тормозить на автомобиле прерывисто, следует изучить порядок действий этого способа:

  • отпустить акселератор;
  • нажать резко на тормозную педаль;
  • в нажатом положении задержать на несколько секунд;
  • затем отпустить.

Очень важно осуществлять нажатие и отпускание резко. Также следует стараться придерживаться определённой частоты движений, при которой автомобильные покрышки не будут успевать уходить в занос

При любом методе эффективность торможения зависит не только от уровня профессиональных навыков водителя. Не последнюю роль в этом играет правильный подбор сезонных покрышек.

Всесезонные модели шин подходят лишь для лета и периода весенне-осеннего межсезонья. В условиях зимы нужно отдать предпочтение шипованным или фрикционным (нешипованным) моделям покрышек. Рисунок их протектора лучше приспособлен для торможения по льду.

Ступенчатое торможение

Ступенчатое торможение во многом схоже с прерывистым. Водитель также сбрасывает акселератор и периодично нажимает на тормоз. Но в отличие от прерывистого при ступенчатом левая нога не полностью отпускает педаль, а держит её немного вжатой, чередуя это действие с резким нажатием тормоза. Таким образом, происходит чередование степеней «зажатости» барабана колеса башмаком (колодкой). Этот способ торможения на машине во многом копирует принцип ABS.

Как правильно тормозить на механике перед поворотом

Заносы на поворотах — дело нередкое и случается из-за плохого состояния дорог под передними и задними колесами, а также уклона дороги

Заносы на поворотах случаются по различным причинам, к которым относится, к примеру, неодинаковое состояние дорожного полотна под передними и задними колесами, уклон дороги. Юз и занос машины случаются и от неодновременной блокировки колес. Остановить занос намного проще в самом начале, когда автомобиль еще не сошел с траектории движения.

Если уже случился занос, следует придерживаться нескольких советов:

  1. Ни в коем случае не нажимайте педаль тормоза — это усложнит ситуацию, поскольку машина станет неуправляемой.
  2. Не пользуйтесь также педалью сцепления — это не имеет никакого смысла.
  3. Усложняет ситуацию резкое отпускание педали газа.
  4. Если у вас автомобиль с задним приводом, плавно снизьте обороты двигателя.
  5. Если вы являетесь владельцем переднеприводного авто, увеличьте обороты, чтобы силой тяги управляемых колес остановить занос.
  6. Руль поворачивайте только в сторону заноса: зад автомобиля заносит вправо — руль поворачиваете вправо быстро, но без резких движений. Здесь хороша умеренность в управлении рулем.

При нейтральной передаче на управление машиной не влияет педаль газа. Следовательно, включение нейтральной передачи на повороте приведет к ужасным последствиям — потере контроля над авто. Следует учитывать также, что даже при включенной, к примеру, четвертой передаче, на скорости 60 км/ч, тахометр показывает менее 2 000 оборотов/мин. При такой слабой тяге двигателя торможение двигателем будет очень недостаточно неэффективным. Прекратить занос автомобиля и ДТП сможет только эффективное торможение двигателем при условии тяги мотора 3 000-3 500 оборотов/мин. на третьей передаче при скорости 70 км/час.

Скользкие подъемы преодолеваются легко, если заранее выбрать правильную скорость и передачу. Менять ее на самом подъеме неудобно. Переднеприводные авто часто буксуют на скользких подъемах. Можно попробовать заехать на подъем задним ходом.

Торможение двигателем на спуске, покрытом льдом, будет успешным при условии заблаговременного включения в начале движения вниз 2-й передачи. Нажатие на тормоз автомобиль превращает в санки. Резкие повороты рулевого колеса также не помогут управлять автомобилем — он будет ехать прямо, несмотря на все усилия водителя повернуть в сторону.

https://youtube.com/watch?v=XBFI6mwKo1w

Немного улучшает положение повышение сцепления шин с дорогой. Использование цепей противоскольжения, шипованой резины, особых зимних шин может несколько упростить управление автомобилем на скользкой поверхности дороги. Если тормозить двигателем плавно, размеренно и мягко, автомобиль обретет устойчивость, снизится вероятность такой неприятности, как занос.

Несколько упрощает управление автомобилем на льду современная ABS — антиблокировочная система, не позволяющая колесам уйти в полную блокировку, потерять управление автомобилем. До изобретения такого устройства водители при заносе могли рассчитывать только на свое мастерство. Работу ABS имитирует прерывистое нажатие тормоза, не дающее ввести колеса в блокировку. Стоит учесть, что ABS не дает четкой управляемости, поэтому лучше тормозить заранее, чтобы войти в маневр на правильной скорости.

Плюсы и минусы этого манёвра

Если вы ни разу не притормаживали свой автомобиль таким способом, то необходимо узнать, что значит тормозить двигателем при нормальных погодных условиях и состоянии дороги, чтобы не запаниковать в экстренной ситуации. Как я уже говорил, такой способ помогает избежать заноса в случае торможения в гололед. В таком случае колёса не блокируются тормозными колодками, как это происходит при обычном торможении. Система управления не блокируется, а машина становится более устойчивой. Снижение скорости происходит довольно плавно. Но всегда стоит учитывать, что при таком способе тормозной путь значительно длиннее. Сложно сказать однозначно, вредно ли тормозить двигателем. Можно сказать, что однозначный плюс – это безопасность. А минус – длительность и плавность. Т.е. сбрасывание скорости двигателем ни в каком случае не будет экстренным, и это нужно учитывать.

Ещё один важный нюанс – когда вы решили осуществить подобный манёвр о ваших намерениях неизвестно никому кроме вас. Если при нажатии педали тормоза сзади машины включаются стоп-сигналы, то при торможении двигателем этого не происходит. А значит, есть вероятность аварии. Многие говорят, якобы такой способ увеличивает износ трансмиссии и мотора. Всё на самом деле не так страшно. В конце концов, не так часто используется этот способ, чтобы навредить транспортному средству. Главное больше практики и умение предвидеть ситуацию, при которой уместно применять подобный способ снижения скорости.

Медленное торможение на механике

У меня первое авто было простенькое. На нем стояла МКПП на 5 передач. Я узнал, как тормозить двигателем на механике от своего знакомого, который чисто случайно сел за руль. Короче, схема движений должна быть такой:

  1. Отпустить педаль газа.
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. Выключить повышенную передачу.
  4. Включить пониженную передачу.
  5. Отпустить педаль сцепления и снижать постепенно скорость.

Не спешите быстро переключаться с повышенной скорости на пониженную. Если сейчас на вашем тахометре – 2000 оборотов, то, включив пониженную скорость движок заорёт и это, действительно, плохо. Идеальный вариант переключения – 1200 – 1500 оборотов. Как только мы переключим передачу на меньшую, то стрелка тахометра повысится до 2 тысяч оборотов, а это уже более нормальный вариант. В общем, тренироваться нужно. Многое зависит ещё и от объёма двигателя.

Это более чем подробная последовательность движений. Никакого негативного воздействия на автомобиль это не оказывает. Еще раз советую попробовать такой способ на сухой и хорошо знакомой вам дороге

Очень важно понять тормозной путь машины и вообще её поведение при таком способе. Кстати, иногда можно применять и незначительные короткие нажатия на педаль тормоза. Такие движения имитируют действия ABS и тоже не раз выручали меня на скользких дорогах при небольших расстояниях до стоп-черты

Такие движения имитируют действия ABS и тоже не раз выручали меня на скользких дорогах при небольших расстояниях до стоп-черты.

Как быть с АКПП?

Чуть позже я себе приобрёл автомобиль с АКПП. Долго не мог понять, как можно тормозить двигателем на автомате. Можно сказать, что тут ситуация обстоит сложнее, но это тоже возможно. Коробка-автомат так не реагирует на торможение, как механика, и приходится чаще использовать рабочий тормоз. Здесь имеет значение насколько старый у вас автомат. На более старых версиях есть ограничения по переключению скоростей. В более новых версиях в идеале использовать полуавтоматический режим, это позволит сбросить скорость естественным путем и перейти на более низкую передачу. Вы должны понимать, что только снижение скорости позволит переключиться на пониженную передачу. Иначе этого не сделать. Для того, чтобы привыкнуть к автомату и понять, как же применять на нем такой способ, требуется больше времени и сноровки. У меня не сразу получилось разобраться на какой скорости я могу начать притормаживать, чтобы избежать ненужного заноса

Но со временем навык пришёл и я понял, что для автомата крайне важно при попытке снизить скорость мотором вообще не нажимать на педаль газа

В итоге могу сказать, что не очень сложно разобраться, как правильно тормозить двигателем в скользкой ситуации. Нужно помнить схему перехода с повышенной на пониженную передачу, ни в коем случае не выжимать резко тормоз и держать в голове длинный тормозной путь автомобиля. И еще один нюанс – как бы ни хотелось резко остановиться, переходить сразу на первую передачу категорически запрещено, потому что занос просто обеспечен. Плюс для движка такой скачок будет вреден. Я имею ввиду переход на механике с 3 передачи на 1 или 4 на 2 при высоких оборотах. Вернуться вверх

http://daciaclubmd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector