В каких случаях водитель может выполнить обгон на перекрестке
Содержание:
Важная информация
Но не всегда такой подход действует, поэтому перекрестки становятся местом аварий достаточно часто, и штрафы за неправильное поведение на них достаточно ощутимы.
В целом перекрестков не так уж и много, но есть некоторые виды, которые попросту вводят в ступор водителей и способствуют их ошибкам.
Несмотря на то, что перекрестки при правильном проезде не принесут проблем, обгон сопряжен с определенной опасностью, и поэтому разрешен далеко не всегда.
При этом перекресток обычно не имеет разметки, и обгон не может считаться таковым, ведь подразумевает выезд на встречную полосу.
Но несмотря на это, правила обгона все же существуют, и нарушать их очень не рекомендуется.
Основные определения
Для того, чтобы понимать, какие существуют нормы безопасности при проезде перекрестков, прежде всего необходимо выяснить главные понятия.
Они помогут лучше ориентироваться в Правилах дорожного движения и разъяснят водителю, в чем состоит отличие между обгоном и опережением.
Термин | Значение |
Опережение | Маневр, предпринимаемый водителем, при котором его автомобиль движется быстрее, чем параллельно едущая машина, не выезжая на встречную полосу |
Обгон | Опережение автомобиля, которое предпринимается с выездом на встречную полосу, и поэтому более опасное, чем стандартное опережение. Обгон должен выполняться согласно ПДД, поскольку при неверном осуществлении грозит аварией |
ПДД | Свод норм и правил, в котором оговаривается правильное поведение всех участников движения на дороге, устанавливаются ограничения для них и говорится о том, что должны делать автомобилисты для отсутствия нарушений в процессе движения |
Когда возникает необходимость
Обгон требуется водителю тогда, когда он желает опередить слишком медленно едущий впереди автомобиль, чтобы добраться до пункта назначения.
Следовательно, можно сделать вывод, что обгон нужно делать тогда, когда правила позволяют это сделать, а у обгоняющего водителя есть потребность в опережении другого автомобиля.
Кроме того, обгон в городских условиях часто связан с желанием объехать пробку, образовавшуюся на светофоре, и тогда водитель совершает маневр.
Но следует запомнить, что регулируемый перекресток является запрещенной для обгона зоной, и поэтому за подобное опережение однозначно будет назначен штраф в установленном законом размером.
Какими нормативными актами регулируется
Так, в главе 11 содержится конкретная информация об обгонах и методах их осуществления, а также правильном поведении при желании совершить данный маневр.
Информация об обгоне на перекрестках оговаривает пункт правил 4 главы 11, и там написано, в частности о запретах на опережение по встречной полосе в разных ситуациях.
Инспектор, который останавливает автомобиль нарушителя, обязан составить на него протокол с учетом всех обязательств, при этом диапазон санкций стартует от крупного штрафа и заканчивается лишением прав.
Поэтому если автомобилист желает знать, какое наказание ему грозит за обгон на регулируемом перекрестке, он должен изучить все нормативы, касающиеся этого вопроса в КоАП РФ, а также то, почему запрещен обгон в этой зоне.
Наказание на нарушение правил
За нарушение правил обгона водитель может быть подвергнут административной ответственности в соответствии со статьей 12.15 КоАП.
Наказанием по данной статье является:
Штраф | 5 000 рублей |
Лишение прав | на 4 — 6 месяцев |
При повторном нарушении правил обгона на перекрестке срок лишения прав может быть увеличен до 12 месяцев.
Следует учитывать, что фиксация правонарушений сотрудниками ГИБДД может производиться:
- лично (патрульный экипаж находится на месте нарушения);
- с использованием камер фото или видео фиксации правонарушений.
Если фиксация нарушения производится камерами, работающими в автоматическом режиме, то при повторном нарушении правил обгона автомобильного транспорта на перекрестках наказание в виде лишения прав может быть заменено на штраф в размере 5 000 рублей
Правила
Чтобы понять, что такое обгон и каковы его правила, необходимо обратиться к ПДД, который был обновлен в 2016 году и на 2020 год претерпел некоторые изменения.
Здесь отмечается следующее:
- водители должны отличать обгон от опережения. Обгон – это объезд вереди идущего авто с выездом на встречную полосу. Опережение – это тот же объезд впереди идущего транспортного средства, но с нахождением на своей полосе. Получается, что ранее представленные запреты распространяются лишь на обгон – опережение на перекрестке возможно;
- рассматриваемый маневр проводится исключительно с левой стороны. Если говорить об обгоне справа, то согласно вышеуказанным обстоятельствам, это является опережением;
- обгон справа запрещен в том случае, если для этого водителю приходится выехать на обочину. В отношении перекрестка такая ситуация возникает на Т-образном соединении дорог. В таком случае, если дорога, с которой приходится выехать на обочину, не является главной осуществления представленного маневра запрещено.
Это только основные моменты в рассматриваемом маневре на перекрестке при движении на главной дороге. Далее следует рассмотреть индивидуальные ситуации, с которыми приходится сталкиваться водителю в течение дня неоднократно.
Обгон на перекрестке по главной дороге через сплошную
Сплошная линия – разделительная полоса встречного движения. Подобной полосы нет на перекрестках, ведь ее пересекать нельзя, а при условии необходимости осуществления поворота этого сделать придется.
Сплошная линия проложена перед перекрестком – ее тоже запрещено пересекать, даже при условии, что окончание маневра будет происходить уже на перекрестке, разрешающем обгон.
Зачастую «частичную» сплошную можно встретить на перекрестке, который запрещает совершение обгона. В таком случае маневр все же можно провести, но до светофора, что возможно при отсутствии сплошной линии на дороге до перекрестка.
На нерегулируемом
Теперь следует рассмотреть ситуации обгона на нерегулируемом перекрестке. Для точного разбора следует привести пример ДТП, что представлено на картинке.
Черный автомобиль пошел на обгон, что разрешено, согласно выше приведенному правилу дорожного движения, но синий автомобиль начал поворачивать налево. Как будет составлять протокол инспектор ГИБДД.
В данном случае сотрудник ДПС будет руководствоваться пунктами 8.1 и 11.2. Пункт 8.1 ПДД применим для синего автомобиля и гласит, что при повороте налево водитель транспортного средства должен был подать соответствующий световой сигнал.
Поскольку обгон на таком перекрестке разрешен водитель синего авто не должен был создавать помех – если сзади идущий автомобиль начал совершать обгон до подачи светового сигнала, ему следует дать возможность закончить маневр.
И даже если световой сигнал все же был дан, то необходимо дождаться окончания обгона и повернуть налево.
Пункт 11.2 распространяется на водителя черного автомобиля. В пункте зафиксированы следующие уточнения запрета на обгон в случаях:
- если впереди идущее транспортное средство стало совершать поворот налево;
- если это же транспортное средство успело подать сигнал о намерении повернуть налево;
- если за водителем, который пожелал совершить обгон, заметил, что позади его идущее транспортное средство начало совершать этот же маневр;
- если автомобиль не сможет вернуться после обгона на свою полосу без помех.
Получается, что в представленной ситуации оба водителя могут стать виновниками ДТП. Чтобы не допустить столкновения на перекрестке, в любой непонятной ситуации лучше дождаться проезда перекрестка и выполнить маневр на более безопасной территории.
С разметкой
Разметка на перекрестке – явление редкое, по факту лишнее. На перекрестке возможен только один вид разметки – прерывистая линия, которую разрешено пересекать в любом случае. На перекрестке представленная разметка является лишней, поэтому ее и не встретишь.
Максимум – это встреча сплошной линии, которая запрещает определенные повороты налево или направо. Если говорить об обгоне, то в случаях с разметкой следует руководствоваться их предназначением и ограничением. Но не следует забывать, что обгон разрешается только на главной дороге.
Пример дорожной развязки
Т-образный перекрёсток — это слияние двух дорог в одной точке, где одной примыкает другая. Иногда такое присоединение по проекту дорожного строения осуществляется перпендикулярно, иногда под небольшим углом.
Проезд в обгон запрещен в таких местах только, если водитель движется по не главной дороге на нерегулируемом участке, а также тогда, когда перекресток является регулируемым.
Классический Т-перекресток.
Регулируемый со стоп-линией, проведенной поперечно Т-перекресток. Это значит водитель в любом случае обязан перед линией остановиться, пропустить авто, движущееся по главной.
Облагороженный зеленым газоном Т-перекресток.
Подборка для Вас!
Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.
Какие бывают развязки
Перекресток — это место пересечения автомобильных дорог.
Все перекрестки в населенном пункте или вне его пределов подразделяются на две большие группы:
-
Регулируемые перекрестки — это пересечения (ответвления или примыкания) дорог, движение на которых регулируется с помощью светофора или регулировщика;
- Нерегулируемые перекрестки — это пересечения (примыкания и ответвления соответственно) дорог, на которых очередность проезда определяется водителями самостоятельно (светофоры или регулировщики отсутствуют).
Нерегулируемые перекрестки в свою очередь так же подразделяются на два вида. Именно от этого вида и зависят правила их проезда:
-
неравнозначный (перекресток, на котором одна дорога является главной, а вторая — второстепенной). Приоритетность проезда на таком перекрестке определяется на основании установленных дорожных знаков. Преимущественное право движения в этой ситуации имеют автомототранспортные средства, движущиеся по главной дороге, которая оборудована следующим знаком:
-
пропустить автомашины должен водитель, движущийся по второстепенной дороге, то есть тот, у которого при подъезде к перекрестку стоит знак «Уступи дорогу»:
-
указанные знаки могут быть заменены на иные знаки, на которых главная дорога обозначается черной линией, имеющей большую ширину.
- равнозначными, то есть все дороги, которые сходятся на пересечении являются одинаковыми по значению, а не разделяются на главную и второстепенную.
Проезд на таких перекрестках определяется на основании правила «правой руки», то есть приоритет движения принадлежит автомобильному транспорту, который располагается с правой стороны от другого транспортного средства.
Перекресток так же можно считать нерегулируемым, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- установленный светофор не работает по каким-либо причинам;
- светофор работает в режиме моргающего желтого света;
- имеется регулировщик, но он не подает никаких сигналов водителям.
Разрешен ли обгон на перекрестке
Пересечения дорог бывают разными: со светофором и без него, знаками, отличающейся разметкой. Сходящиеся пути иногда имеют неодинаковое значение. Есть и иные нюансы, определяющие запрет либо возможность обогнать идущее впереди ТС.
На регулируемом и нерегулируемом
Светофор делает сложную зону регулируемой. Управлять потоками транспорта может и полицейский с жезлом. Выполнение любого маневра в этой зоне нужно совершать, имея в виду оба обстоятельства.
Разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках, легко понять, если прочесть подпункт 11.4 ПДД:
Обгон запрещен: на регулируемых перекрестках…
Исключений здесь нет. На таком пересечении каждый проезжает по своей полосе, без выезда на встречную.
Этот участок может быть и без светофора. Разрешен ли обгон на нерегулируемом перекрестке, определяется его особенностями и ПДД:
- Если сходятся дороги разного значения, обходить другое ТС с выездом на встречную можно тому, кто едет по главной. При этом должны отсутствовать знаки и разметка, не допускающие маневр. А главная дорога – сохранять прежнюю траекторию.
- Обгонять, двигаясь по второстепенному направлению, нельзя. Эти автомобили обязаны уступать тем, кто перемещается по главному.
- Если сходятся равнозначные дороги, маневр запрещен для всех авто. Здесь работает правило правой руки, следовательно, обгонять опасно.
Рекомендуем прочитать о ДТП при обгоне. Из статьи вы узнаете о причинах ДТП при обгоне, примерах разных ситуаций аварий, судебной практике по ДТП при обгоне.
А здесь подробнее о наказании за нарушения правил обгона.
На Т-образном
Разрешен ли обгон на Т-образном перекрестке, определяется не его формой, а типом:
- если это точка схождения равнозначных дорог, нет светофора, маневр запрещен;
- при пересечении главной и второстепенной, позволителен для едущих по первой, когда она прямая, нет знаков, не позволяющих обгонять, или сплошной линии;
- в тех же обстоятельствах маневр выполнять нельзя тем, кто едет не по приоритетному пути;
- если на нем стоит светофор, работает регулировщик, действие запрещено.
На двухполосном
Разрешен ли обгон на двухполосном перекрестке, определяется тоже пунктами 11 и 13 ПДД. Нельзя обходить попутный транспорт с выездом на встречную полосу, если:
- нет светофора, дороги равнозначные;
- авто едет по второстепенному пути;
- оно движется по главному направлению, но есть знак 3.20 или сплошная разделительная черта;
- на участке имеется светофор.
Маневр на схождении двухполосных дорог допустим для тех, кто движется по главной, когда нет символа 3.20, а разметка прерывистая.
Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву
Но обойти другое ТС на таком пересечении возможно и без выезда на встречную. Если ради этого авто перестроится на соседнюю попутную полосу, оно выполнит опережение. А такое действие разрешено и при перечисленных выше условиях. То есть объехать более медленный транспорт, переместившись на попутный ряд можно и на регулируемом схождении путей, и на второстепенной, и при изменившей направление главной дороге
Важно, чтобы это не создало аварийную ситуацию.
На равнозначном и неравнозначном
Когда пытаются разобраться, разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке, имеют в виду, что светофора там нет. Действует правило правой руки по пункту 13.11:
На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
То есть о маневре речь не идет, он в такой ситуации опасен.
Разрешен ли обгон на неравнозначном перекрестке, зависит от того, по какой дороге движется автомобиль:
- Если по главной, маневр допустим. Но дорога при этом не должна менять направление, а на пересечении – находиться запрещающий знак или сплошная разметка.
- Если по второстепенной, осуществлять маневр нельзя. Едущие по ней машины должны уступать проезд тем, кто находится на приоритетном направлении.
Спорные обстоятельства
Спорные ситуации всегда имеют место при совершении ненамеренного нарушения ПДД.
Примером ситуации, которую можно обжаловать может стать следующее.
Водитель автомобиля, который совершает обгон:
- Начал маневр как положено, через прерывистую линию
- Возвращаясь на первоначальную полосу движения, на асфальте был снег, под которым автовладелец не смог разглядеть сплошную линию.
Бдительный автоинспектор, зафиксировавший нарушение будет доказывать, что было нарушение и что водитель не должен был начинать маневр, если были хоть малейшие предпосылки к нарушению.
Решить спор можно через суд, которому будут предоставлены записи с видеорегистратора, свидетельствующие об:
- Отсутствии запрещающего знака
- Правильном начале маневра
- Отсутствии видимости разметки на том участке дороге, который и послужил основанием для назначения наказания.
ПДД
Чтобы разобраться в вопросах обгона ТС на перекрестках, следует обратиться к статье 11 (п.11.4) ПДД. В нем указано, что обгон попутных машин запрещается при условии движения на регулируемых перекрестках. Нельзя выполнять обгон при езде по второстепенной дороге, если перекресток нерегулируемый.
Согласно ПДД, можно обогнать на перекрестке другие машины, если отсутствует регулировщик и нет светофора, а водитель пересекает перекресток по главной дороге.
Обгоном называют опережение машин, которое сопровождается выездом авто на полосу, предназначенную для встречного движения, и возращением на прежнюю полосу после опережения.
При нечаянном пересечении сплошной белой черты при выполнении маневров на перекрестке вы не сможете избежать наказания.
Если маневр совершен без выезда на встречную полосу, он считается опережением и за обгон не принимается. Это означает, что на любом перекрестке с движением по нескольким полосам одного направления вы можете совершить опережение, которое окончится возвращением на ранее занимаемую полосу. Разумеется, при это не должны быть нарушены условия очередности для проезжающих перекресток.
Правило недавно было изменено. Теперь ст.11 п.4 запрещает выполнять обгон, если рядом с перекрестком нанесена разметка пешеходного перехода. Запрет действует вне зависимости от того, есть ли на проезжей части пешеходы.
Как совершать маневр правильно?
Обгон в соответствии с ПДД при проезде перекрестков можно проводить только тогда, когда автомобиль едет по главной дороге. В основном это касается дорог, находящихся вне населенных объектов. Перед перекрестком часто можно встретить сплошную разметку 1.1, которую нельзя пересекать.
На фото изображена сплошная разметка 1.1:
Если водитель за рулем недавно, он может разрешающий сигнал светофора идентифицировать с главной дорогой – эта ошибка встречается часто. Стоит запомнить, что на регулируемых перекрестках второстепенных дорог нет.
Как быть водителю, если главная дорога после перекрестка поменяла направление? В этом случае, как определено ст.13 п.10, автомобилисты должны поступать согласно правилам для езды через пересечения дорог, имеющих равное значение. Обгон при этом является запрещенным маневром, а преимущество будет у машин, выезжающих с правой стороны.
При проезде регулируемого перекрестка можно обогнать идущий впереди транспорт, если соблюдены такие условия:
- Линия разметки не запрещает маневр.
- Нет запрещающих обгон знаков (каково наказание за обгон под знак?).
- Ваш автомобиль движется по главной дороге.
Когда разрешено, а когда запрещено?
В ПДД однозначно запрещаются обгоны по обочине в любом участке дороги (что грозит за такое нарушение?) Что касается перекрестков, нельзя обгонять машины на регулируемых и нерегулируемых, если только вы не едете по главной дороге (ст.11 п.4). Этот же пункт запрещает обгонять на «зебрах», ж/д переездах (и на участке протяженностью 100 м перед ними), на путепроводах, тоннелях и мостах (о том, каков штраф за обгон на пешеходном переходе, читайте тут, а на мостах — здесь).
Обгонять с правой стороны можно, если движение в одном направлении организовано по нескольким полосам. В этом случае с левой полосы возможно выполнять маневры, подразумевающие перестроение на правую. Если водитель едет по дороге, на которой движение двустороннее, нельзя ехать по встречной после выполнения обгона, если имеется разделительная полоса, рельсы или разметка 1.1, 1.3. При допущении ошибки можно лишиться удостоверения водителя. О том, чем грозит пересечение сплошной линии при завершении маневра, написано тут, а здесь вы можете узнать о санкциях за обгон через двойную сплошную.
На фото изображена двойная сплошная разметка 1.3:
Когда обгон разрешён
Из всех вышеописанных ситуаций напрашивается вывод – обгон разрешён только на главной дороге при отсутствии пешеходных переходов, переездов через пути железных магистралей или запрещающего знака. Правило не распространяется на машины, которые выезжают на главную дорогу со второстепенной. Приоритет в любом случае за магистралью. Стремясь выехать из-за поворота и обогнать сразу идущий по шоссе транспорт, горе-водители создают аварийные ситуации – в спешке они могут не заметить авто, начавшее обгон или приближается к развилке с противоположного направления.
Разрешается обгон и на круговом перекрёстке. Установка светофоров здесь не предусмотрена, а значит, он относится к разряду нерегулируемых. Круг здесь – главная дорога, а съезды с него – второстепенные.
Повышенный приоритет с правом обгона закреплён за автомобилями экстренных служб. Водители обязаны уступить дорогу транспортному средству с активированными проблесковыми маячками. Исключение – железнодорожные переезды, если поезд уже показался в зоне видимости транспортных средств.
Стоимость и старт продаж
Если говорить о российском рынке, то там новый автомобиль корейского производства следует ожидать к середине нынешнего года. В дилерских автоцентрах новинка будет доступна в разных комплектациях, в зависимости от потребностей потенциальных покупателей.
Можно ли совершать обгон на перекрестке?
Как видно из ПДД, обгон на перекрестке запрещен в том случае, если пересечение дорог регулируется, либо если ТС пересекает главную дорогу. В остальных случаях маневр разрешается и не может караться штрафом.
Обгон на главной дороге
Выезд на встречную полосу и опережение попутного транспорта на перекрестке разрешается, если движение происходит по главной дороге. Исключение одно — перекресток оборудован светофором или регулируется регулировщиком.
Можно ли обгонять на регулируемом перекрестке?
Однозначно нет. Если водитель осуществил обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке, это грозит ответственностью в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Можно ли обгонять в разрешенных местах при ограниченной видимости на дороге?
Многие, даже опытные водители забывают, что не во всех случаях закон разрешает обгонять на главной дороге при движении через нерегулируемый перекресток. Дело в том, что согласно пункту 11.4 ПДД, описывающему, в каких случаях запрещен обгон, есть прямой запрет на обгон в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Соответственно, при нарушении данного пункта правил водителя может ждать ответственность за обгон в неположенном месте, что предусмотрено частью 4 статьи 12.15.
Вот пример из журнала «За рулем», на сайте которого была выложена задача в виде дорожной ситуации, где читателям было предложено определить, разрешен ли в данном примере обгон.
Пример дорожной ситуации при обгоне на нерегулируемом перекрестке: изображение с сайта Zr.ru
На первый взгляд эта схема говорит о том, что обгон в этой ситуации разрешен. Но при детальном рассмотрении дорожной ситуации выясняется, что обгон в примере противозаконен, так как, во-первых, главная дорога меняет свое направление, а во-вторых, автомобиль, который приближается к нерегулируемому перекрестку справа, имеет преимущества (при обгоне другого автомобиля есть риск ДТП).
Обгон на нерегулируемых перекрестках
Согласно ПДД, обгон на нерегулируемых перекрестках дозволяется. Исключением является движение по второстепенной дороге, пересекающей главную.
Обгон на перекрестке с Т-образным пересечением дорог
В этом случае применяются все вышеописанные ПДД. Обгон разрешен при выполнении четырех основных требований:
- ТС движется по главной;
- дорога идет прямо и не поворачивает;
- перекресток не регулируется светофором или сотрудником Госавтоинспекции;
- перед перекрестком нет пешеходного пешехода, а на нем – сплошной разметки.
На двухполосном
Количество полос на дороге при совершении маневра не имеет принципиального значения. Обгон предусматривает выезд на встречную полосу, так что для двухполосного перекрестка действуют все те же положения пункта 11.4 ПДД РФ.
Обгон на трассе
Правила обгона при движении по загородным трассам также регулируется главой 14 ПДД. Все условия для совершения подобного маневра на трассе стандартны.
Обгон на трассе осложняется тем, что автомобили, как правило, движутся на больших скоростях. Поэтому за 150-300 метров устанавливаются дорожные знаки, предупреждающие о приближении к опасной зоне, в том числе к перекрестку. Так что у водителей есть время, чтобы решить вопрос о целесообразности маневра и при необходимости его отменить.
Что касается обгона на трассе вне перекрестков, то подобный маневр запрещается в условиях недостаточной видимости: перед поворотами, в конце подъема и т. д.
Обгон вне населенного пункта
Правила обгона одинаковы как при движении внутри населенного пункта, так и за его пределами. Поэтому никакой принципиальной разницы нет: маневр дозволяется при движении по главной дороге и проезде нерегулируемого перекрестка.
Обгон через сплошную
В Приложении 2 «Дорожная разметка и ее характеристики» к ПДД утверждено, что сплошная линия 1.1 выступает разделителем транспортных потоков, движущихся во встречных направлениях. Также ею могут обозначаться границы попутных полос в особо опасных местах.
Пересечение такой линии с любой из сторон строго запрещено и наказывается штрафом. Опережение, предусматривающее пересечение сплошной линии, не дозволяется, даже если другие условия благоприятствуют совершению маневра.
Можно ли перед и сразу после перекрёстка?
Обгон разрешён в тех случаях, когда вы едете по встречной полосе в том числе до и после перекрёстка, при следующих условиях:
- если вы не захватываете при выезде на встречную полосу пешеходный переход,
- вы не окажетесь слева от сплошной линии разметки,
- в случае, когда обгон совершается на перекрёстке и после – вы едете прямо, не поворачиваете.