Последствия перезаряда аккумулятора
Содержание:
- Причины возникновения перезаряда
- Почему идет перезарядка аккумулятора
- Зачем нужно масло в КПП?
- Перезаряд — батарея
- Последствия
- Последствия перезаряда
- Последствия перезаряда аккумулятора
- Зарядка полной батареи
- Как защитить аккумулятор от перезаряда
- Возможные негативные последствия перезаряда
- Защита от перезаряда аккумулятора
Причины возникновения перезаряда
Сразу оговоримся, что перезаряд далеко не всегда плохо. Вы спросите, почему? Ответ прост: плотность электролита должна поддерживаться на номинальном уровне, для средней полосы это порядка 1,27-1,28 г/см3. Если происходит потеря воды (она испаряется), плотность повышается, но бывает и обратная ситуация, когда уменьшается количество кислоты в электролите (например, если она интенсивно выпадает в осадок). Что делать в таких случаях? Производители рекомендуют доливать электролит частями, изымая слабый и доливая новый. Некоторые автовладельцы делают иначе: намеренно производят перезарядку аккумулятора, чтобы началось испарение воды и в итоге добиться номинального соотношения вода/кислота.
Такой перезаряд выполняют на малом токе, и как только плотность достигнет требуемого значения, выключают зарядное устройство. Мы так делать не советуем, поскольку в любом случае имеет место потеря объёма электролита, и рано или поздно все равно придётся его доливать. Если прозевать момент и пластины оголятся, они моментально начнут ускоренно разрушаться.
А теперь рассмотрим основные причины перезаряда аккумулятора:
сломалось реле-регулятор генератора. В нормальном состоянии реле отслеживает зарядку, и как только аккумулятор заряжается до 12,7 В, прекращает подачу электроэнергии. Если оно вышло из строя, генератор будет заряжать аккумулятор постоянно, что приведёт к кипению электролита со всеми вытекающими последствиями. Можно утверждать, что эта причина относится к самым распространённым. Лечится она заменой реле, стоящего копейки;
Выход их строя реле-регулятора бывает частичным или полным. В первом случае напряжение подпитки АКБ лишь ненамного больше номинала. Если же реле полностью неисправно, напряжение может превышать 16 В, что плохо уже не только для аккумулятора, но и других потребителей – они могут просто перегореть, а в худшем случае может произойти возгорание электропроводки.
- после замены реле может оказаться, что проблема никуда не исчезла. В этом случае ответ на вопрос, почему идет перезаряд аккумулятора, следует искать в самом генераторе. Он тоже не вечный – может имеет место пробой диодного моста, пробой на корпус якоря или банальный обрыв обмотки;
- перед тем, как грешить на генератор, следует убедиться, что в цепи системы подзарядки все нормально: плохой контакт на любом участке цепи может восприниматься реле-регулятором как дополнительная нагрузка, в результате чего регулятор увеличивает выходное напряжение с целью компенсации потерь;
- наконец, причина перезарядка АКБ может скрываться в неисправном датчике, который. К примеру, демонстрирует вольтаж 17 В, хотя на самом деле на батарею поступают положенные 14 вольт.
Степень заряженности автомобильного аккумулятора Впрочем, на современных автомобилях обо всех подобных проблемах водителя предупреждает бортовая электроника: загорается надоедливое CHECK ENGINE, которое может свидетельствовать о чём угодно, но уточняет неисправность горящий значок батареи. Поиск неисправности следует начинать с реле, затем проверить цепь, датчик, и только после этого смотреть в сторону генератора.
Почему идет перезарядка аккумулятора
Перезаряд аккумулятора от зарядного устройства является следствием неверного выбора времени зарядки, напряжения и тока в ручном режиме или неисправности самой зарядной установки. Кратковременная перезарядка от ЗУ менее опасна, чем от генератора, так как обычно не успевает привести к необратимым последствиям.
Причины перезаряда аккумулятора автомобиля на борту на 90% кроются именно в неисправном генераторе. Поэтому именно его нужно осматривать и проверять в первую очередь. Реже причина перезарядки аккумулятора кроется в неисправностях проводки. Конкретные причины повышенного напряжения и их последствия перечислены в таблице.
Таблица причин перезарядки аккумулятора автомобиля:
Причины | Из-за чего происходит перезаряд? |
Проблемы с реле генератора | Реле работает некорректно, напряжение в бортсети завышено или наблюдаются скачки вольтажа. |
Неисправный генератор | Генератор из-за КЗ в обмотках, пробоя в диодном мосту или по другим причинам не может поддерживать рабочее напряжение. |
Выход из строя реле регулятора | Реле-регулятор напряжения («таблетка», «шоколадка») не функционирует, из-за чего напряжение на выходе значительно превышает допустимое. |
Слабый контакт клеммы реле-регулятора | Из-за отсутствия контакта на реле поступает заниженное напряжение, в результате чего не вырабатывается компенсирующее воздействие. |
Последствия тюнинга генератора | Для повышения напряжения на старых моделях (например, ВАЗ 2108-099), между клеммой и реле-регулятором умельцы ставят диод, который занижает напряжение на 0,5–1 В, чтобы обмануть регулятор. Если диод изначально подобран неверно или падение увеличилось из-за его деградации – напряжение в сети повышается сверх допустимого. |
Слабый контакт в проводке | При окислении и отходе контактов на соединительных колодках напряжение на них падает, регулятор расценивает это как просадку и повышает выдаваемое напряжение. |
На некоторых автомобилях перезаряд аккумулятора от генератора является характерной проблемой, вызванной конструкционными недостатками. Размещенная ниже таблица поможет выяснить, в каких моделях идет перезаряд аккумулятора, и в чем его причина.
Генераторы современных авто, рассчитанных на использование кальциевых аккумуляторов (Ca/Ca), выдают более высокие напряжения, чем на старых моделях. Поэтому вольтаж бортсети 14,7–15 В (а кратковременно зимой – и больше) у них не является признаком перезаряда!
Таблица с причинами «врожденных недостатков» на некоторых авто, которые влекут за собой перезаряд аккумулятора:
Марка автомобиля | Причина перезаряда АКБ от генератора |
УАЗ | Перезарядка часто идет из-за плохого контакта реле регулятора. Часто возникает на «буханках», но и на Патриотах тоже бывает. При этом родной вольтметр еще не показатель перезаряда, так как может зашкаливать и без причины. Проверять перезаряд нужно только заведомо точным прибором! |
ВАЗ 2103/06/7 (классика) | Плохой контакт в контактной группе замка (клеммы 30/1 и 15), на контактах реле-регулятора, а также из-за плохого контакта массы между регулятором и кузовом машины. Поэтому, перед заменой «шоколадки» нужно зачистить все эти контакты. |
Хендай и Киа | На Hyundai Accent, Elantra и других моделях, а также на некоторых KIA, из строя часто выходит блок регулятора напряжения на генераторе (каталожный номер 37370-22650). |
Газель, Соболь, Волга | Плохой контакт замка зажигания и/или разъема блока предохранителей. |
Лада Приора | Падение напряжения на контакте генератора L или 61. Если оно ниже более чем на 0,5 В, чем на АКБ – нужно прозванивать проводку и искать место просадки. |
Форд Фокус (1,2,3) | Просадка напряжения на разъеме регулятора генератора (красный провод). Часто из строя выходит сам регулятор. |
Митсубиси Лансер (9, 10) | Окисление или обрыв в фишке генератора контакта S (обычно оранжевый, бывает и синий), из-за чего РР выдает повышенное напряжение. |
Шевроле Круз | Напряжение бортсети немного выше 15 В является нормой! ЭБУ анализирует состояние батареи и с помощью ШИМ регулирует подаваемый на нее вольтаж в диапазоне 11–16 В. |
Дэу Ланос и Нексия | На Daewoo Lanos (с моторами GM), Nexia и других авто GM с «родственными» моторами причина перезаряда почти всегда кроется в неисправности регулятора. Проблема его замены осложняется трудностью демонтажа генератора для ремонта. |
Зачем нужно масло в КПП?
Масло в Хёндай и любой другой машине служит для снижения трения между деталями коробки, отведения лишнего тепла и промывки частей от разных отложений, например образовываемой металлической пыли. Без этого вещества Hyundai если и поедет, то сломается на первых километрах пути.
Масло имеет свойство вырабатываться – его уровень постепенно снижается. Это происходит по различным причинам: испарение, выпадение в осадок, переход в пленку, создаваемую вокруг деталей и пр. Количество выработанного вещества зависит от условий вождения, температуры эксплуатации Hyundai Solaris и других факторов. Поэтому нужно проводить контроль его уровня. О частоте также спорят: одни говорят, что это делается каждый месяц, другие утверждают, что на Hyundai контроль нужно проводить на 60 тысячах пробега.
Перезаряд — батарея
Перезаряды батареи ( признаки: повышенное газообразование, напряжения элементов — выше 2 35 — 2 4 в) или недозаряды ( понижение плотности на 0 01 — 0 02 и напряжения элементов ниже 2 1 в) не должны допускаться.
Перезаряд батареи может проводиться непосредственно за обыкновенным полным зарядом один раз в три месяца.
Производят специальный перезаряд батареи слабым током, равным 1 / 10 максимального зарядного тока ( или 0 25 / ю), до наступления интенсивного газообразования на пластинах обеих полярностей и достижения нормальной плотности.
Во избежание перезаряда батареи ( основных элементов) следует подбирать для подзаряда добавочных элементов ток, равный току нагрузки. Кроме того, для поддержания на шинах постоянного напряжения нужно снизить число элементов путем перевода рычага двойного элементного коммутатора в соответствующее положение.
Основной причиной перезаряда батареи является высокое напряжение, поддерживаемое реле-регулятором в системе электрооборудования автомобиля. Наряду с периодическими проверками регулируемого напряжения при появлении признаков перезаряда необходимо произвести внеочередную проверку и в случае необходимости подрегулировать реле-регулятор.
Поэтому во избежание перезаряда батареи необходимо снижать величину регулируемого напряжения генератора.
Преждевременное разрушение пластин наступает при длительном перезаряде батареи, повышенной плотности электролита, слабом креплении батареи на автомобиле, замерзании воды в электролите.
Разрушение активной массы пластин происходит из-за перезаряда батареи или из-за заряда ее слишком большим током, а также в результате замерзания электролита в батарее. Работоспособность батареи восстанавливают заменой пластин.
Чрезмерно быстрое снижение уровня электролита является признаком перезаряда батареи из-за повышенного напряжения генератора. При перезаряде наблюдается также выбрызгивание электролита на поверхность аккумуляторной батареи. Перезаряд вреден для батарей, так как приводит к снижению их срока службы. При первых признаках перезаряда необходимо проверить исправность генераторной установки.
Вследствие меньшей прочности активной массы положительных пластин она при перезаряде батареи разрушается газами быстрее, чем активная масса отрицательных пластин.
Ввиду меньшей механической прочности активная масса поло-жительных пластин при перезаряде батареи разрушается газами гораздо быстрее, чем активная масса отрицательных пластин.
Ток заряда и емкость аккумуляторов типа СП ( СПК. |
Уравнительные заряды батареи с панцирными пластинами производятся в тех же случаях, что и перезаряды батареи с поверхностными пластинами.
Постоянное поддержание аккумуляторной батареи в состоянии полного заряда требует повышенных значений регулируемого напряжения, что в ряде режимов работы приводит к перезаряду батареи и к сокращению срока ее службы. Время полного заряда аккумуляторной батареи зависит от начальной температуры электролита, температуры окружающей среды, значения регулируемого напряжения, регулировки ограничителя тока, тока нагрузки.
Короткое замыкание в элементе аккумуляторной батареи вызывается следующими причинами: короблением пластин, повреждениями сепараторов, образованием дендритов ( наростов) на пластинах, переполнением осыпающейся с пластин активной массой канавок на дне аккумуляторного бака и образования по этой причине токопроводящих мостиков между пластинами разной полярности. Иногда при перезаряде батареи обильное газообразование в электролите заставляет всплывать на поверхность осыпавшиеся частицы активной массы, которые образуют токопроводящие мостики.
Последствия
Вот мы и добрались до корня нашей статьи. Не стоит пренебрегать загоревшимся индикатором проблемы, ведь последствия могут быть довольно печальными. Для тех, кто всерьёз думает, что ничего плохого в перезарядке нет, предлагаю небольшой список последствий: 1. Мы уже знаем, что перезаряд вызывает кипения электролита, а соответственно жидкость там бурлит, выплёскивается наружу и попадает на различные детали и агрегаты, вплоть до самых банальных патрубков и проводов. Хоть кислота и не концентрированная, она всё-таки способна разъесть со временем все, на что попадёт и даже метал кузова. 2. Окисление клемм. Появляется зелёный налёт. 3. При кипении, уровень жидкости падает, соответственно пластины нагреваются. Со временем, если не обращать внимания на это, пластины «осыпятся» и замкнут «банки» либо аккумулятор вовсе «умрёт». 4. При лишней зарядке, начинается процесс высвобождения газов, которые постепенно скапливаются, отчего может произойти взрыв и вся кислота разлетится.
На сегодняшний день только один тип батарей может похвастаться относительной безопасностью от перезарядки, это так называемые – необслуживаемые аккумуляторы. Они помещены в герметичном корпусе, в который вмонтирован специальный клапан, отводящий скопившиеся газы. Но, и в этом случае, со временем АКБ просто нужно заменить, ведь электролит в любом случае испаряется, даже через тот же клапан. 5. Большинство регуляторов и предохранителей в автомобиле не рассчитаны на повышение нагрузки свыше 17 В. 6. Если вышло из строя реле, в некоторых случаях можем наблюдать его нагревание, что косвенно может привести к пожару.
Как видим, пренебрежением элементарными правилами зарядки и простыми правилами эксплуатации автомобиля, может привести к достаточно печальным последствиям.
Последствия перезаряда
Итак, для тех, кто верит в то, что все это несерьезно и с этим можно ездить, посвящается, разложу по пунктам:
Перезаряд вызывает кипение электролита, он выплескивается на поверхность аккумулятора, а после стекает на многие детали под капотом, например: — клеммы, патрубки, металл кузова, радиатор, провода и т.д. Так как здесь присутствует кислота (пусть не концентрированная), но все равно она может разъесть все то, что я вам перечислил, пусть не сразу, но она это сделает.
Окисление клемм. Так как кислота попадает на клеммы, они будут очень быстро окисляться, появится зеленый налет.
- Уровень электролита понижается, оголяются свинцовые пластины, а заряд все идет! Таким образом, они будут нагреваться, что негативно на них влияет – если долго не размусоливать, они «осыпятся», может замкнуть банки или вообще умрет батарея. Просто выкинете АКБ.
- Так как испаряется электролит, а это по сути взрывоопасные газы (кислород и водород), то может взорваться сам батарея, причем так что мало не покажется. Все подкапотное пространство будет в кислоте.
- Могут не выдержать некоторые предохранители, потому как они не рассчитаны на 17 Вольт.
- Если накрылось реле регулятора, то иногда оно может греться, причем до такой степени что чуть ли не плавится, а это косвенно может вызвать пожар, ну или поправится проводка.
Устраняйте эту поломку это серьезно! Поверьте! У меня АКБ взрывался на старых ВАЗ.
Как видите все банально и просто, но из этих простых «мелочей» складываются сложные вещи или целые системы, такие как электрическая цепь: генератор – аккумулятор – стартер.
Думаю, вам была полезна эта статья, читайте наш АВТОБЛОГ, будет еще много интересного.
(17 голосов, средний: 4,00 из 5)
Постоянный недозаряд АКБ или её абсолютная разрядка в самый неподходящий момент — головная боль многих автовладельцев. Одним из источников этих проблем может быть генератор. Но как его проверить? Возможно, дело совсем не в нём? Давайте вместе разберёмся, сколько должен вырабатывать генератор для нормального функционирования всех систем автомобиля и поддержания АКБ в заряженном состоянии.
Последствия перезаряда аккумулятора
Если вы полагаете, что перезаряд батареи – это ерунда, предлагаем ознакомиться с наиболее очевидными негативными последствиями этого явления:
- Внешние проявления кипения электролита такие же, как на кухне: жидкость выплёскивается через открытые отверстия наружу. Но проблема в том, что это не чистая вода, а раствор, в котором присутствует и серная кислота. Попадая на клеммы батареи, она вызывает их окисление и сульфатацию, проявляющуюся образованием белого или зеленоватого налёта. Стекая по стенкам батареи, электролит попадает на рядом стоящие узлы моторного отсека, включая патрубки и провода. Со временем кислота разъедает их, приводя к КЗ и утрате герметичности основных магистралей с техническими жидкостями.
- При выкипании электролита пластины АКБ могут оголиться. Не находясь в жидкости, они начинают сильно греться, что приводит к разрушению их структуры. Этот процесс сопровождается осыпанием отслоившегося материала, который, в свою очередь, может стать причиной замыкания банок. Другими словами, если процесс не контролировать, аккумулятор быстро выйдет из строя.
- В необслуживаемых батареях кипение жидкости при засорённых дренажных отверстиях может привести к накоплению в верхней части корпуса взрывоопасных газов. Если им некуда будет деваться, при возрастании давления АКБ может просто взорваться, и тогда в кислоте окажется половина моторного отсека.
- По мере роста величины напряжения на клеммах аккумулятора могут перегореть предохранители, не рассчитанные на номиналы тока, соответствующего 17–18 вольтам.
- Чем опасен перезаряд аккумулятора при вышедшем из строя реле-регуляторе, так это его быстрым нагревом до температур, при которых пластиковые узлы начинают плавиться, что чревато возникновением пожара.
Как видим, игнорировать перезаряд аккумуляторной батареи опасно. Мало того, что вы можете лишиться самой АКБ, возможны и другие неприятности, связанные с участком электрической цепи генератор – батарея.
Зарядка полной батареи
Напоследок стоит ответить ещё на один вопрос. Связан он с тем, можно ли выполнять зарядку автомобильного аккумулятора, если в нём наблюдается перезаряд.
Если перезаряд связан с генератором, то до его ремонта или замены позволяют генератору взаимодействовать с аккумулятором не стоит.
При этом прибор должен отображать текущие параметры. Если же ЗУ будет неправильно регулировать напряжение в процессе восполнения АКБ, то в случае подключения к устройству заряженной АКБ начнётся активное вскипание электролита. Одновременно упадёт показатель ёмкости АКБ.
Если и проводить подобные манипуляции, то только тогда, когда АКБ разрядится хотя бы до 60-70%.
В каждом случае есть определённая причина, которая провоцирует такое изменение нормального состояния аккумулятора. Её нужно найти, устранить и только после этого продолжать эксплуатацию своего автомобиля.
Как защитить аккумулятор от перезаряда
Для заряда батареи вне автомобиля стоит пользоваться современными ЗУ с автоматической регулировкой напряжения. Функционал бюджетных устройств достаточно скромен, но его вполне достаточно, чтобы зарядить АКБ без каких-либо негативных последствий.
Наиболее простая и эффективная защита автомобильного аккумулятора от перезаряда генератором – использование бортового компьютера. В некоторых авто БК установлен с завода, если же нет встроенного, всегда можно приобрести внешний. Помимо состояния АКБ бортовой компьютер отображает массу другой полезной информации.
Естественно, никакое оборудование не спасет батарею от халатности ее владельца. Автомобиль требует внимания, это особенно касается отечественных моделей с пробегом. При появлении первых признаков перезаряда, (повышенная яркость освещения, окисление клемм, показания БК), следует немедленно принимать меры, иначе не избежать серьезного ремонта в последствии.
1200 руб. за фотоотчёт
Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:
Неисправности электрооборудования автомобиля встречаются весьма часто и занимают одно из лидирующих мест в списке поломок. Их можно условно поделить на неисправности источников тока (аккумуляторов, генераторов) и неисправности потребителей (оптика, зажигание, климат и т.д.). Основными источниками электропитания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность каждого из них ведет к общей неисправности автомобиля и эксплуатации его в ненормальных режимах, а то и вовсе — к обездвиживанию автомобиля.
В электрооборудовании автомобиля аккумулятор и генератор работают в неразрывном тандеме. Если выйдет из строя одно — через некоторое время выйдет из строя и другое. Например, разрушившийся аккумулятор приводит к увеличению зарядного тока генератора. А это влечет за собой неисправность выпрямителя (диодного моста). В свою очередь, при неисправности регулятора напряжения, поступающего от генератора, может увеличиться зарядный ток, что неизбежно приведет к систематической перезарядке батареи, «выкипанию» электролита и скорому разрушению.
Возможные негативные последствия перезаряда
Перезаряд может вызвать большое количество разных проблем:
- Выплескивание электролита на поверхность корпуса, кислота будет стекать и попадать на разные детали: радиатор, клеммы, провода, кузов и т.д.
- Ускоренное окисление клемм. Опять же из-за попадания на них кислоты, клеммы приобретают неприятный зеленый цвет. Этот налет существенно снижает проводимость, что снижает эффективность работы источника питания.
- Снижение объема электролита, свинцовые пластины, если не покрыты жидкостью, соприкасаются с воздухом. Это негативно на них влияет, приводя к разрушению, а также повышает риск короткого замыкания. Использовать такую батарею дальше не получится, и нужно будет аккумулятор купить в Киеве на замену.
- Из-за активного испарения взрывоопасных газов (кислорода и водорода), растет риск взрыва.
Защита от перезаряда аккумулятора
Некоторые автомобилисты отмечают, что если во время бурного кипения электролита в банках батареи будет забито отверстие внутри пробки, или при этом над банкой по какой-то причине проскочит искра, может случиться мощный взрыв. При этом обходится без разрушений, но кислота из банки разлетается далеко как в виде пара, так и капель, что очень опасно. Если пользоваться перезаряженной батареей, то под крышкой батареи скапливается газовая смесь, которая возникает в результате того, что вода раскладывается на водород и кислород. Именно такая гремучая смесь охотно взрывается при попадании искры. Она может появиться как при искрении со стороны электропроводки, так и со стороны клемм полюсов. Естественно, близко оказавшаяся спичка или сигарета дадут тот же эффект. В некоторых конструкциях аккумуляторов против этого эффекта используют специальные фильтры. Искра может возникнуть в аккумуляторе, если электролитической жидкости стало намного меньше нормы и искрить начинает между пластинами.
23.03.2016