Как правильно проводить обслуживание автомобильного аккумулятора

Содержание:

Правила обслуживания автомобильной аккумуляторной батареи

Работоспособность автотранспорта зависит от состояния источника питания. Поэтому обслуживание аккумуляторной батареи должно выполняться поэтапно.

Визуальная оценка

Аккумуляторная батарея подвергается осмотру 2–3 раза в месяц, если автотранспорт активно эксплуатируется. С корпуса удаляется соль, масляные пятна и подтеки электролита. Для чистки допускается использование раствора, включающего пищевую соду.

Подтеки электролитического состава способствуют образованию пленки, способствующей проведению тока, быстрому саморазряду. Клеммы, выводы обрабатываются противокоррозионными смесями. Перед обработкой с данных элементов удаляются остатки ржавчины, пыли и загрязнений.

Измерения уровня напряжения

Степень заряженности устанавливается при помощи мультиметра при замкнутой и разомкнутой цепи. При размещении клемм нужно соблюдать полярность. Европейские, отечественные устройства отличаются размещением отрицательных, положительных клемм.

Напряжение полностью заряженного акб составляет 12,6 В. Эксплуатировать, обслуживать аккумулятор, который не полностью заряжен, нельзя. Ведь процесс сульфатации будет протекать стремительнее.

Напряжение измеряется и при включенном двигателе, подключенной печке и бортовой сети. Такой режим подразумевает напряжение в 13–14 В.

Такие замеры необходимы для установления состояния генератора. От его работоспособности зависит зарядка аккумулятора. При чрезмерно низком напряжении заряд полностью восполняться не будет.

Недостаток напряжения способствует стремительному расходу дистиллированной воды. Для того чтобы исправить ситуацию, нужно протестировать и отремонтировать электрику авто.

Электролит

Оценить уровень электролитического состава можно без демонтажа аккумуляторной батареи. Процедура проводится после того, как устройство полностью зарядится.

Обслуживаемая акб. Для определения уровня электролита предварительно открываются отверстия, сосредоточенные на банках. В отверстие опускается пластиковая трубочка до того момента, пока ее край не коснется пластин. Полученный параметр должен составлять не менее 10 мм

При этом очень важно знать, как долить электролитический состав.
Необслуживаемая акб. Для проверки электролита в аккумуляторе используются соответствующие метки

Дополнительную информацию о том, как обслуживать необслуживаемый аккумулятор, можно узнать у мастеров.

Дополнительно оценивается и степень плотности электролита. Для измерений используется ареометр. Для корректировки уровня плотности применяется дистиллированная вода, новый электролит. Перед тем как залить состав, измеряется степень плотности.

Ток утечки

Чрезмерно высокий ток утечки препятствует постоянному восстановлению заряда, способствует быстрой разрядке аккумуляторной батареи. Измерить данный параметр можно с помощью мультиметра. Обслуживание акб после такой проверки упростится.

Зарядка АКБ

Зарядка при постоянном напряжении выполняется ежеквартально. Зимой уход, обслуживание выполняется чаще. Ведь на аккумуляторную батарею воздействует отрицательная температура.

При полной разрядке источника питания требуется внеочередная зарядка. Такие ситуации возникают из-за:

  • Включенных фар.
  • Длительного прослушивания музыки.
  • Продолжительного простоя.

Заряжать аккумуляторную батарею нужно только при постоянном токе.

Оценка состояния АКБ

Для этих целей применяется нагрузочная вилка, с помощью которой имитируется максимальная нагрузка при работающем моторе. Подобные мероприятия легко самостоятельно выполнить.

Проверка нагрузочной вилкой

Как обслужить аккумулятор автомобиля самостоятельно и при этом не использовать нагрузочную вилку, ведь её покупка для редкого применения не оправдает затраченных средств?

Это чистая правда – нагрузочная вилка является специализированным измерительным прибором, созданным специально для диагностики работоспособности АКБ. Чтобы провести обслуживание аккумулятора в полной мере, можно взять нагрузочную вилку в аренду или попросить у знакомых.

Последовательность проверки АКБ нагрузочной вилкой:

  • Очистить клеммы аккумулятора от налёта, грязи или мусора.
  • Присоединить «крокодилы» нагрузочной вилки на клеммы аккумулятора. Красный на «плюс», чёрный на «минус».
  • Включить вольтметр. Если прибор показывает 12,6-12,9 В – то аккумулятор заряжен. Если меньше – то его необходимо зарядить.
  • Кратковременно, не более 5 секунд, подать нагрузку. Для этого на корпусе нагрузочной вилки предусмотрена специальная кнопка.
  • После нагрузки вольтметр покажет другие данные. Исправный аккумулятор, годный для дальнейшей эксплуатации не должен показать напряжение менее 10,2 В.

Значение ниже 10,2 В, но до 9 В, показывает слабую ёмкость АКБ – его необходимо поставить на зарядку, после чего заново проверить с помощью нагрузочной вилкой.

Если показатель ниже 9 В – то такая аккумуляторная батарея считается неработоспособной, и её следует заменить на новую.

Ремонт своими руками — как восстановить АКБ правильно

Добравшись до электролита, необходимо проверить три параметра:

  1. Цвет. Электролит должен быть прозрачным, без посторонних включений. Разрушающиеся свинцовые пластины придают жидкости темную окраску.
  2. Уровень. При испарении воды уровень электролита падает, что снижает мощность. У каждой батареи свои параметры уровня жидкости, но у всех аккумуляторов пластины должны быть погружены в электролит.
  3. Плотность. Она проверяется специальным прибором — ареометром. Плотность электролита в заряженном аккумуляторе равна 1.27.

Порядок выполнения диагностики необслуживаемого АКБ таков:

  1. Проверяем напряжение АКБ и бортовой сети автомобиля. Это нужно, чтобы исключить хронический недозаряд батареи. При коротких частых поездок аккумулятор зарядиться не успевает, со снижением температуры емкость падает на 20 — 40 %. Многие владельцы обвиняют вполне рабочую технику, хотя ее нужно правильно эксплуатировать.
  2. Заряжаем аккумулятор. Для заряда желательно использовать зарядное заводского изготовления, желательно с контроллером. Использование электроники повысит точность заряда. Если зарядное простое — выставляем ток примерно 0.1 от емкости. Аккумулятор 60 А/ч нужно заряжать током в 5 — 6 Ампер. зарядка длится. пока показатели на амперметре не снизятся до 2-3 ампер. Сильно разряженный аккумулятор нужно заряжать током 1-2 ампера ( около 1/20 емкости) несколько суток. Напряжение не должно превышать 15 вольт, иначе банки будут «кипеть» и могут раздуться.
  3. Просверливаем отверстия в крышке аккумулятора. Проверяем уровень электролита при помощи импровизированного щупа.. Если корпус АКБ изготовлен из светлого пластика,  то уровень можно проверить, просвечивая аккумулятор фонариком.
  4. Проверяем плотность ареометром.
  5. После проверки и доливки, аккумулятор нужно плотно закрыть.

Как откорректировать состояние электролита

Возможны три варианта коррекции плотности электролита:

  • При нормальном уровне низкая плотность. Отбираем ареометром все содержимое банки, сливаем ее в стеклянную емкость. Добавляем концентрированную кислоту, доводим плотность до рекомендуемой. Заливаем электролит в банку до уровня.
  • При низком уровне электролита высокая плотность. Требуется долить дистилированную воду, размешивая электролит стеклянной палочкой. После работы измеряем плотность.
  • При нормальном уровне высокая плотность. Сливаем электролит, добавляем дистилированную воду, заливаем до уровня.

При проведении обслуживания аккумулятора можно слить весь электролит в стеклянную или эмалированную емкость, размешать и проверить плотность. Нормальный электролит разлить назад в банки, при нехватке долить свежим электролитом с соответствующей плотностью. Доливка должна производиться во все банки равномерно, чтобы количество свежей серной кислоты было во всех банках одинаковой.

Эксплуатация после обслуживания

После вскрытия необслуживаемый аккумулятор теряет свои герметичные свойства. Такой лучше не использовать, если конструкция переворачивается или стоит в салоне автомобиля.

Любое вмешательство в крышку-лабиринт приведет к потере свойств улавливания и конденсирования паров дистиллированной воды. Ремонт превращает необслуживаемую батарею  в обслуживаемую. Заглядывать в аккумулятор придется почаще.

Завершить обслуживание аккумулятора нужно зарядкой. Его разряжают, подключив несколько энергопотребителей, а после заряжают. малыми токами. После двух-трех циклов зарядки батарею желательно проверить нагрузочной вилкой. Если емкость аккумулятора резко упала, следует принять решение о его замене.

Факторы, влияющие на срок службы устройства

Большинство производителей указывают, что срок службы АКБ составляет от 2 до 4 лет — это большой разброс. При правильной эксплуатации и своевременном обслуживании батарея работает до 5-10 лет.

Заряженность батареи

Этот фактор влияет на срок службы АКБ. Частая разрядка негативно сказывается на состоянии батареи. При езде по городу мотор большую часть времени работает на низких оборотах, часто запускается и выключается, поэтому аккумулятор не успевает нормально восстановиться.

Рекомендуется периодически его заряжать при помощи сетевого устройства.

Температура, при которой эксплуатируется

Температура окружающей среды влияет на пусковую мощность (оптимальные ее значения достигаются при +15…+18°C). С понижением температуры емкость уменьшается, поэтому в условиях зимы надо чаще проверять состояние батареи, чтобы в неожиданный момент не оказаться в ситуации, когда не удастся запустить мотор.

Исправность автомобильной электросети

Во время работы двигателя происходит зарядка АКБ, поэтому надо внимательно следить за исправностью генератора и регулятора напряжения. Если на батарею подается чрезмерно высокое напряжение, то через некоторое время она перезарядится, в результате чего закипит.

Недозаряд тоже плохо влияет на состояние этого элемента электросети.

Коррозийные процессы

Внутри аккумулятора находится серная кислота. Попадание ее паров на металлические контакты батареи приводит к развитию коррозии. Чаще всего этот процесс происходит на положительной клемме, но может затрагивать и отрицательную. Их очистку выполняют на отключенной АКБ.

Работают в перчатках, т.к. образовавшиеся химические вещества негативно влияют на кожу. Небольшой налет удаляют при помощи чистой воды, если это не помогло, клеммы моют раствором соды, затем — водой и вытирают насухо. Заливать стойки батареи содовым или кислотным раствором нельзя, т.к. он может проникнуть внутрь корпуса, что негативно скажется на характеристиках устройства. Стойки протирают тканью, смоченной в растворе соды или уксуса, ржавчину удаляют щеткой.

Чтобы не допустить коррозии, батарею надо защищать от влаги, пыли и грязи. Если на верхнюю часть аккумулятора попала вода, его надо хорошо просушить. Клеммы и стойки АКБ покрывают специальными защитными смазками, купить их можно в любом автомагазине. Появляющиеся в результате коррозии отложения плохо проводят электрический ток, место контакта начинает нагреваться, и в один момент вы не сможете завести автомобиль.

Некачественные расходные материалы

Использование некачественных расходных материалов приводит к сокращению срока службы батареи. Пользователь в аккумулятор может добавлять электролит и дистиллированную воду. Они должны быть высокого качества, последнюю лучше всего покупать в аптеке. Для того чтобы внутри батареи преждевременно не развивались коррозионные процессы, используют специальные добавки и легирующие примеси.

Сульфатация

При эксплуатации батареи постепенно происходит сульфатирование пластин. Это естественный процесс, но его интенсивность можно уменьшить.

Суть сульфатации в том, что постепенно поверхность заряженных пластин покрывается сернокислым свинцом, имеющим форму крупных кристаллов. Они закрывают поры и ограничивают доступ электролита к активной массе электродов. Это приводит к невозможности полного заряда устройства, снижению его емкости и эффективности работы.

Для борьбы с таким негативным явлением проводится десульфатация. Своевременная зарядка и обслуживание батареи помогают снизить скорость указанного процесса.

О том, что сульфатация приобретает критические значения, свидетельствуют следующие признаки:

  • быстрое снижение мощности АКБ;
  • на клеммах отмечается повышенное напряжение;
  • перегрев.

Уровень сульфатации устанавливают с помощью специального оборудования и исследований.

Несоблюдение правил эксплуатации

При сильных морозах и неправильной плотности электролит будет промерзать. Это приводит к снижению мощности батареи или полному выходу ее из строя.

В жаркую погоду следят и за уровнем электролита. Если он будет низким, пластины оголятся, что приведет к их повреждению (замыканию), в результате чего срок службы аккумулятора уменьшится.

Обслуживание необслуживаемых аккумуляторов

Несмотря на своё название, необслуживаемые аккумуляторы всё-таки нуждаются в обслуживании. Больше того, в ряде случаев необслуживаемое исполнение, что называется, «выходит боком».

Ниже приведены основные недостатки необслуживаемых автомобильных АКБ:

  • Затруднён контроль уровня электролита;
  • Невозможен контроль плотности электролита;
  • Требуют безупречной работы электрической сети автомобиля и стабильности выдаваемых характеристик.

Метки для проверки уровня электролита

ремонт аккумулятора автомобиля

Хотя бы просто измерить плотность после процесса зарядки АКБ для контроля. Ведь без этого понять степень заряженности крайне сложно и напряжение здесь не может быть объективным показателем. Для оценки степени заряженности аккумулятора производители встраивают в необслуживаемые автомобильные аккумуляторы гидрометр. Автолюбители часто называют его «глазок».

Гидрометр в автомобильном аккумуляторе

Проблемы при использовании гидрометра:

  • Если верить отзывам владельцев необслуживаемых автомобильных батарей, такие гидрометры часто выходят из строя вне зависимости от модели и производителя. И такой гидрометр начинает показывать данные, оторванные от реальности;
  • Специалисты также говорят о том, что информация о заряженности батареи гидрометром выдаётся только при достижении 65 процентов ёмкости АКБ. А когда она достигает 100 процентов выяснить не удастся, поскольку поплавок не даёт точных значений;
  • Гидрометр измеряет плотность только в одной из банок и что творится в других неизвестно. Получается, что контроль заряда выполняется только по одной банке.

4 Меняем электролит – возвращение к жизни короткозамкнутых батарей

Если жидкость в банках приобрела непонятный цвет: мутная, черная, ее придется заменить. Такое случается в очень старых, давно не использовавшихся аккумуляторах и при коротком замыкании. Вообще, если КЗ произошло из-за коробления решеток, то реанимировать можно только путем физического вмешательства.

На старых аккумуляторах это делалось просто: каждая банка была отдельной. Короткозамкнутую вскрывали и устанавливали новые пластины. Теперь все отдельные элементы заключены в общий корпус, и такое вмешательство затруднительно, но возможно. О том, как это сделать, расскажем дальше, а теперь, как поменять электролит.

Короткое замыкание определяем по черному цвету, о чем уже упоминалось, и по зарядке. Все банки начинают выделять газ, а у короткозамкнутой этого не происходит. Дальше сливаем электролит, вытягивая грушей. Можно с одной емкости, а лучше со всех – заливка свежим электролитом не помешает

Дальше заливаем дистиллированную воду, слегка покачиваем корпус и осторожно сливаем. Не переворачиваем, чтобы шлам не застрял между пластинами

Повторяем, пока вода не станет чистой.

В банке с КЗ прибегаем к более радикальному способу. Высверливаем небольшое отверстие 4–5 мм в дне корпуса, сливаем электролит и промываем дистиллированной водой. Весь шлам уходит, ничего не остается. Отверстие заделываем пластмассой, применяя паяльник. Если пластины не покороблены, то достаточно будет поменять электролит.

Дальнейший процесс происходит так:

  1. Заливаем электролит плотностью 1,28. Можно за двое суток растворить в нем предварительно специальную присадку для десульфатации. Даем отстояться сутки, чтобы вышел воздух.
  2. Заряжаем током 0,1 А до полного восстановления плотности, наблюдая, чтобы не было бурного кипения и сильного нагрева корпуса. При необходимости отключаем, даем остыть. Заряжаем до 14–15 В.
  3. Смотрим показания ареометра, уменьшаем ток и оставляем на 2 часа. Если за это время плотность не поменялась, прекращаем заряжать.
  4. Разряжаем током 0,5 А до 10 Вольт. Если показатель упал до этой отметки раньше, чем за 8 час., цикл повторяем. Если нет – просто заряжаем до номинальных показателей.

А теперь о замене пластин в неразборном аккумуляторе своими руками. Вокруг нее сверху обрезаем пластик. Перемычки, идущие к соседним банкам, отсоединяем любым способом: отпаиваем или перерезаем. Вынимаем пакет и хорошо промываем в воде, чтобы смыть остатки кислоты. Теперь ищем, где замыкает. Осматриваем пластины и диэлектрик. Задача: обнаружить частичку, которая соединяет две пластины.

Нашли – хорошо, убираем ее. Сначала следует промыть, убирая всю муть, пакет устанавливаем на место. Восстанавливаем перемычки, приклеиваем крышку, используя клей, эпоксидную смолу или расплавив паяльником. Заливаем электролит и заряжаем. Если пластины покороблены, можно использовать их от другого старого аккумулятора, выбрав наименее поврежденный пакет.

Общие (для всех типов аккумуляторов) правила ухода за ними

На всех без исключения автомобильных АКБ кислотой необходимо регулярно осуществлять контроль за герметичностью их корпуса и заливных пробок; содержать в чистоте специальные дренажные отверстия. В случаях появления признаков подтекания электролита нужно устранить течь. И не забыть тщательно промыть корпус и аккумуляторный отсек автомобиля нейтрализующим щелочным составом (содой, проще говоря). Нельзя опускать недозаряда аккумулятора при поездках (для этого нужно следить за работой генератора). Без промедления обращаться к автоэлектрику, если обнаруживаются какие-либо отклонения в работе любого электрического оборудования из того «арсенала», что имеется «на борту» автомобиля.

Также необходимо периодически качественно очищать и немного смазывать клеммы (литиевой смазкой). Тем самым достигается удаление постепенно нарастающих окислов между клеммами аккумулятора и зажимами проводов и защита клемм от электрокорозийного разрушения. Нужно проверять также, не ослабло ли крепление клемм.

Раз в полгода надо подзаряжать автомобильную аккумуляторную батарею при помощи стационарного зарядного устройства от сети (это в особенности важно для возрастных аккумуляторов). Если зима морозная, то не помешает и ежемесячная подзарядка АКБ сетевым устройством

Постоянно нужно следить за внешним видом аккумулятора, обтирать его корпус ветошью, смоченной в содовом растворе, удалять возникающие загрязнения.

Периодически нужно практиковать проверки напряжения на клеммах АКБ при работающем на холостом ходу двигателе. Данная процедура позволяет определить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение находится в пределах от 12,5V до 14,5V, то это означает, что агрегат исправен и работает в штатном режиме. Отклонения от указанных параметров говорят об износе генератора и необходимости его диагностики для устранения неисправности. И после ремонта нужно тоже повторить контрольные мероприятия, в разных режимах работы. В том числе и при включенных фарах и иных потребителях электрической энергии.

В случаях, если напряжение на клеммах падает ниже 10,5 V, то это уже то значение, которого будет недостаточно для запуска двигателя. Такую аккумуляторную батарею необходимо заряжать.

Если автомобиль в течение длительного времени не будет использоваться, то обязательно нужно отключить массу. Данное простое действие позволит избежать естественного саморазряда аккумуляторной батареи.

Имеет немалое значение и проверка надёжности крепления батареи, своевременная, при необходимости, подтяжка гаек или болтов. Разболтанные крепления и «пляшущий» в ходе поездки аккумулятор создают условия для повреждения корпуса и (или) подтекания электролита.

Сервисное обслуживание

Когда операции по обслуживанию проводят сотрудники СТО, владелец авто не задумывается, что же они делают. Но если автомобилист выполняет обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, ему стоит изучить, какие операции необходимо осуществлять.

Рассмотрим пять основных действий.

1. При постоянной эксплуатации автомобиля аккумуляторную батарею рекомендуется подзаряжать раз в три месяца с помощью сетевых зарядных устройств. В этом случае происходит достижение максимального уровня зарядки, и искореняется проблема с разряженным состоянием аккумулятора. Периодическая подзарядка осуществляется в автоматическом режиме при постоянном напряжении от генератора авто.

Подзарядка может быть и внеплановой. В ситуациях, когда владелец забывает выключить фары или случается долгий простой автомобиля, тогда уровень зарядки падает до нуля. В этом случае зарядка проводится в режиме постоянного тока. Эту операцию необходимо проводить под контролем.

2. Проверка нагрузки аккумулятора осуществляется с помощью нагрузочной вилки. Этот прибор покажет реальную работоспособность батареи. Проверка должна проводиться в два этапа: без нагрузки и с нагрузкой.

На первом этапе необходимо отключить аккумулятор от источника зарядки. После этого подключают нагрузочную вилку и сверяют данные встроенного вольтметра с таблицей соответствия.

Данные вольтметра, в В Соответствующий уровень зарядки, в %
12,6-12,9 100
12,3-12,6 75
12,1-12,3 50
11,8-12,1 25
11,5-11,8

Ко второму этапу приступают только при 100% уровне зарядки. При подключенной нагрузке замер производится на пятой секунде работы. Обычно, показатели вольтметра равные и больше 9 говорят о том, что батарея хорошо держит нагрузку. Если же значения ниже, то аккумулятор пора менять.

Допустимый диапазон значений указывается в документации, идущей вместе с нагрузочной вилкой.

3. Определение тока утечки. Если у вас новый аккумулятор, он исправен, но утром после предыдущей нормальной работы вы не можете завести авто, то следует замерить ток утечки. Наличие является нормальным для аккумулятора, только если его величина не превышает норму.

Определение уровня тока утечки проводят с помощью мультиметра. Во время проверки надо отключить все потребители тока, выключить зажигание, отключить минусовую клемму аккумулятора. Мультиметр переводим в режим измерения тока и подсоединяем в разрыв между минусовой клеммой и отрицательным выводом, соблюдая полярность. Показания мультиметра считаются нормальными при уровне 15-70 мА.

Если получившееся значение выше, то следует искать источник утечки. Это уже вопрос отдельной статьи, но начать можно с поочередного вынимания предохранителей. В тот момент, когда показатели мультиметра вернутся в норму и будет найден источник проблем.

Практика показывает, что на увеличение тока утечки влияют:

  • изношенная проводка, некачественная изоляция;
  • некорректное подключение электронных систем;
  • грязь и окись на контактах.

4. Десульфатация аккумулятора помогает только на первичном этапе сульфатации пластин. Если во время диагностики вы столкнулись с такой проблемой, то не затягивайте с восстановлением работоспособности батареи. Выделяют два типа десульфатации.

  • химическая. Из разряженного аккумулятора сливают электролит и наполняют раствором «Трилона В». В течение часа происходит реакция, потом его сливают и промывают дистиллированной водой;
  • импульсным током. Стоит оговориться, что эта процедура сложная и необходимо иметь познания в области электротехники. Суть этого метода состоит в подключении аккумулятора к источнику питания большой величины (более 100 А). Импульсный ток возбуждает электроны, сбивая тем самым сульфат свинца с пластин.

5. Проверка плотности электролита. Также встречается термин — «плотность аккумулятора». По сути это одно и то же. Замер плотности проводят при полной зарядке аккумулятора. Среднее значение различается по климатическим зонам. Так, в средней полосе норма – 1,27-1,29 г/см3, а в северной – 1,3 г/см3.

Проверку проводят с помощью денсиметра при температуре +25 0С. Если замер происходит при другом температурном режиме, то нужно соотнести значения с таблицей ниже.

Температура электролита, в 0С Поправка к показателю денсиметра, в г/см3
-55 — 41 -0,05
-40 — 26 -0,04
-25 — 11 -0,03
-10 +4 -0,02
+5 +19 -0,01
+20 +30 0,00
+31 +45 +0,01
+ 46 +60 +0,02

Замер проводят в каждом отсеке аккумулятора и отклонение в показателях не должно быть более 0,01 г/см 3.

Полученный результат замера плотности электролита  может классифицироваться как:

  • нормальный;
  • завышенный (ситуацию можно исправить простым доливом дистиллированной воды);
  • заниженный (повысить уровень сложнее).

Нужно ли заниматься обслуживанием и диагностикой АКБ?

Естественно, нужно. Можно провести несложный расчет. Средний срок службы аккумулятора составляет 3-4 года, а стоимость (опять таки возьмем среднюю цену – около 5000 руб.). На практике своевременное обслуживание и диагностика состояния батареи позволяет добиться увеличения срока её эксплуатации до 5-6 лет.

Но дело даже не в стоимости и экономии. От состояния АКБ во многом зависит бесперебойная работа многих систем и устройств автомобиля, в т.ч. и ваша безопасность.

Актуальной тема обслуживания становится перед наступлением первых холодов.

Принято подразделять аккумуляторы на обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. Утверждение довольно спорное – любое устройство требует обслуживание – просто для каждого вида аккумуляторов требуется разный объем работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector