Что такое термостат в автомобиле и как он работает
Содержание:
- Виды регуляторов комнатной температуры
- Для чего выставляются метки цепи
- Термостат 12 В
- ↑ Особенности измерения давления топлива
- Для чего нужен термостат?
- Как он устроен
- Основные виды котлов и регулирование температуры
- Виды
- Терморегулятор своими руками схема
- Устройство и принцип работы
- Виды терморегуляторов
- Devi Smart.
- Как проверить
- Как работает термостат в автомобиле – основные функции
- 5 Правила установки
- Подготовка сырья для творческого процесса
- Термостат с жидкостным наполнителем
- Какие бывают неисправности термостата, их признаки и причины
- Возможные неисправности
Виды регуляторов комнатной температуры
Существует несколько разновидностей регуляторов отопления.
Механические
Отсутствует электрическая составляющая. Работа аппарата происходит по принципу, заключающемуся в свойствах некоторых веществ и материалов менять свои механические качества в зависимости от температуры.
При повышении или понижении указанной температуры идет разрыв или замыкание электрической цепи, отсюда и происходит выключение или включение газового котла. Необходимый уровень нагрева можно выбрать на приборе с помощью вращения установленного колесика.
К преимуществам механического прибора следует отнести их надёжность, простоту в использовании и устойчивость к перепадам напряжения.
Электромеханические
Бывают двух модификаций:
- С наличием биметаллической пластины и группы контактов. Нагревшись до нужной температуры, пластина начинает изгибаться и размыкать контакты. Электроток перестает поступать на нагревательную спираль или ТЭН прибор. После остывания пластина приобретает свое исходное положение, а контакты начинают замыкаться. Подача электричества возобновляется, и прибор нагревается.
- Терморегулятор с капиллярной трубкой. Изделие также состоит из контактов, а сама трубка наполнена газом и располагается в ёмкости с водой. Отличием от других систем, является особенность материалов расширяться при определённых температурах. Вещество, которое находится в полой трубке, расширяется при повышении температуры воды, от этого и происходит замыкание контакта. После снижения температуры, контакты начинают размыкаться, а электроприбор остывает.
Фото 1. Настройка электромеханического терморегулятора с дисплеем, устройства, которое отличается надежностью и простой в эксплуатации.
Электронные
Данный вид устройств сейчас очень популярен и используется с большинством электрообогревателей. Чаще всего, их используют в оборудовании общих отопительных систем и кондиционирования, также при подогреве пола.
Основные составляющие устройства:
- выносной термодатчик;
- контроллер уровня температуры в доме (регулирует необходимость включения и отключения нагревателя);
Фото 2. Компактный электронный регулятор производителя Vaillant с контроллером уровня температуры в помещении.
электронный ключ (группа контактов).
Справка! Датчик устройства посылает данные о температуре контроллеру. При обработке полученного сигнала, принимается решение о снижении или повышении температуры.
Выносные
Выносной термодатчик, устанавливают вдали от прямого воздействия отопительного оборудования.
Прибор передает терморегулятору информацию о температуре воздуха, из той зоны, где расположен сам термодатчик.
Чтобы добиться комфортных условий в помещении, приходится прибегать к ручному управлению газовым котлом.
Такой вид регулирования температуры будет достаточно относителен, так как, в данном случае, выставляется уровень нагрева самого теплоносителя.
Важно! При изменении погодных условий стоит помнить, что температура в доме также будет повышаться или понижаться, и придется снова регулировать нагрев теплоносителя. Эта проблема затрагивает все газовые водогрейные установки. Для решения данного нюанса и устанавливают выносные терморегуляторы
Для решения данного нюанса и устанавливают выносные терморегуляторы.
Для чего выставляются метки цепи
Фазы газораспределения оказывают прямое влияние на работу двигателя. Как указывалось, современные двигатели имеют 4 такта работы:
- впуск топливовоздушной смеси. Впускной клапан открыт, выпускной закрыт;
- сжатие. Клапана закрыты;
- рабочий ход. Клапана закрыты;
- выпуск. Впускной закрыт, выпускной открыт.
В ситуации, когда моменты и длительность открытия клапанов рассогласованы с тактами работы двигателя, он не заводится. Это случай неверной установки или обрыва цепи.
Если совмещение осуществлено с небольшой, но не критической погрешностью, двигатель теряет мощность, возрастает расход топлива. Погрешность вызывается износом деталей, или смещением шестеренки на один зуб. При длительной эксплуатации такого мотора возможно прогорание клапанов, повышенный износ вследствие детонации, другие неисправности.
На торцах распределительного и коленчатого валов установлены зубчатые шестерни, на которые одевается цепь. Для предотвращения биения и слабой натяжки меду ними устанавливают успокоитель и натяжитель цепи. По месту расположения верхней шестеренки под клапанной крышкой сделан отлив в виде оружейной мушки, с которым должна совпадать меткой на звездочке. Метки должны совпадать при нахождении поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке.
Верхняя метка (на звездочке распредвала)
На инжекторных двигателях метки на шкиве коленчатого вала должна располагаться напротив сердцевины датчика положения коленчатого вала.
Совмещение нижней метки с датчиком коленвала
Рассовмещение на один зуб сразу к фатальным последствиям не приведет, но резко ухудшит ездовые свойства автомобиля. Поэтому выставлять метки необходимо точно. Если метки не совпадают на ползуба или около того и выставить не удается, требуется проводить дефектовку деталей ГРМ.
Термостат 12 В
В целом электронные приборы значительно дороже механических, особенно программируемые и беспроводные устройства. Однако существует дешевый цифровой прибор, который можно использовать для простого контроля нагревания или охлаждения разных помещений и устройств. Например, применять в инкубаторах, теплицах, аквариумах, для теплого пола и т. д.
Терморегулятор на 12 В
Для питания терморегулятора 12 вольт можно использовать и сеть 220 В, но для этого его надо включить через специальный БП, с выходом 12 В постоянного тока. Второй вариант – подключить напрямую к 12-вольтовому аккумулятору. Никаких дополнительных функций у прибора нет, что сказывается на его низкой цене. Но со своим предназначением обычного температурного регулирования он справляется.
В конструкции терморегулятора – температурный датчик (терморезистор) и контроллер с переключающим устройством для выставления требуемой температуры.
Без использования терморегуляторов невозможно нормальное функционирование нагревательных и охлаждающих систем. Не имея обратной связи, они могут быть слишком энергоемкими и неспособными сохранять устойчивую температуру.
↑ Особенности измерения давления топлива
В первую очередь следует обратить внимание на признаки при работе транспорта, которые свидетельствуют о наличии каких-либо неисправностях. К таким признакам относятся перебои во время работы двигателя или его нестабильное состояние при включении на холостом ходу
Мотор может троить или глохнуть, а также расходовать большое количество топлива. При этом в выхлопе может содержаться большое количество CO.
Если наблюдается хотя бы один из перечисленных выше признаков, то автомобиль срочно нуждается в глубокой диагностике для обнаружения проблемы. Игнорирование нестабильного запуска двигателя может привести к появлению еще больших проблем, дорогостоящему ремонту и, что важнее, аварии на дороге.
Для чего нужен термостат?
Всем известно, что в процессе работы двигатель сильно нагревается. Чтобы он не вышел из строя от чрезмерно высокой температуры, в нем имеется охлаждающая рубашка, которая подсоединена при помощи патрубков к радиатору.
В результате простоя автомобиля весь смазочный материал постепенно стекает в масляный поддон. Получается, в холодном моторе практически нет смазки. Учитывая этот фактор, когда заводится ДВС, ему нельзя давать большие нагрузки, чтобы его детали не износились быстрее обычного.
Холодное масло в поддоне более вязкое, чем при работе силового агрегата, поэтому насосу сложней его перекачать во все узлы. Для ускорения процесса двигатель должен как можно быстрее выйти на рабочую температуру. Тогда масло станет более текучим, и детали быстрее смажутся.
Перед первыми разработчиками автомобилей стояла непростая задача: что сделать, чтобы мотор быстро прогрелся, но при работе его температура была стабильной? Для этого система охлаждения была модернизирована, и в ней появилось два контура циркуляции. Один обеспечивает быстрый нагрев всех отделов мотора (антифриз или тосол нагревается от горячих стенок цилиндров и передает тепло на весь корпус ДВС). Второй используется для того, чтобы охлаждать агрегат, когда он вышел на рабочую температуру.
Термостат в данной системе играет роль клапана, который в нужный момент деактивирует обогрев мотора, и подключает радиатор для поддержания рабочей температуры ДВС. Благодаря чему достигается такой результат?
Как он устроен
Давайте разберемся, как это устройство выглядит на самом деле. По факту, с визуальной точки зрения термостат представляет из себя специальный клапан, который в некоторых ситуациях помещают в корпус двигателя автомобиля. По самой конструкции они бывают двух видов: безкорпусные и корпусные.
Корпусная конструкция встроена в корпус двигателя, и имеет несколько выводов (не менее двух). Однако, и из этого пункта есть исключения — некоторые двухуровневые устройства. Изготавливаются эти устройства из некоторых специальных материалов: алюминиевого, латуниевого и пластикового покрытия. Двое выводов, которые расположены максимально близко друг к другу, называют на техническом языке малым контуром. Этот контур сдерживает температуры антифриза внутри двигателя, и закрывает им доступ непосредственно в радиатор. Все вышеперечисленное позволяет автомобилю прогреваться как можно быстрее, что обеспечивает более оперативное открытие термостата. В российских автомобилях нередко встречается следующие показатели температуры, при которых раскрывается наше устройство: 81-86 градусов.
Касательно бескорпусная конструкции: она встраивается в корпус двигателя машины в специально отведенное место. Это его главное отличие от корпусной конструкции.
Основные виды котлов и регулирование температуры
Существует несколько типов котлов: твердотопливные, газовые, электрические и работающие на жидком топливе.
Котлы получили широкое распространение по всему миру. Есть отечественные образцы, есть котлы и импортного изготовления. Материал изготовления сталь или чугун. Простой в эксплуатации, экономичный, с функцией регулировки температуры теплоносителя. В более дешёвых моделях эта функция реализуется с помощью специального устройства – термоэлемента.
Конструктивно термоэлемент представляет собой металлическое изделие, геометрические размеры которого под воздействием температур уменьшается либо увеличивается (в зависимости от степени нагрева). А от этого меняется, в свою очередь, положение специального рычага, который закрывает и открывает заслонку тяги. На фотографии показан образец такого регулятора:
Фото: образец терморегулятора
Чем больше открыта заслонка, тем сильнее процесс горения, и наоборот. Таким образом, объём воздуха, который поступает в камеру сгорания закрытого типа, полностью контролируется термостатом, и при необходимости его подача прекращается и процесс горения затухает. В более современных моделях установлены контроллеры, которые в зависимости от заданных тепловых режимов управляют потоком воздуха, включая (или отключая) специальный вентилятор (смотри фото ниже):
Котел с контроллером температуры
Газовые котлы — самые распространённые и дешёвые в эксплуатации агрегаты. Котлы бывают одноконтурные и двухконтурные. Одноконтурные котлы имеют один теплообменник и предназначены только для отопления. Схема включения представлена на рисунке ниже:
Схема включения одноконтурного котла
Двухконтурные котлы имеют два теплообменника и предназначены для отопления и получения горячей воды. Схема включения котла представлена ниже:
Схема включения двухконтурного котла
Некоторые котлы имеют отдельные регуляторы для температуры отопления и горячей воды.
Виды
Разобравшись, как работает термостат в автомобиле, рассмотрим его виды. Поскольку технический прогресс идет дальше, приборы также совершенствуются. Сегодня они подразделяются по следующим параметрам:
Конструктивные особенности клапанов. Двухступенчатые обладают клапаном, состоящим из 2-х «тарелок». Одна открывается при достижении высокой температуры, а вторая — при низкой.
В современные авто чаще ставятся электронные (электрические) устройства. Их работа не отличается от стандартного прибора. Единственное — они обладают корпусом с нагревателем.
Количество клапанов. Бывают одно- и двухклапанные устройства. Роль первых направлена на то, чтобы регулировать поток антифриза к радиатору, второй вид управляет несколькими потоками ОЖ.
Конструкция термостата. Существуют сдвоенные виды термостатов, когда в одном устройстве находятся два прибора, имеющих разную температуру открывания.
У разных видов термостата разная температура срабатывания, поскольку двигатели сами по себе отличаются рабочей температурой.
Присутствие корпуса. Существуют бескорпусные и корпусные конструкции. Если первая устанавливается при помощи прокладки, то вторая ставится в распределительный кожух.
Также в категорию разновидностей можно отнести термостаты управляемые и неуправляемые. Неуправляемые не позволяют контролировать работу прибора, в то время как управляемые дают возможность настраивать их с помощью ЭБУ автомобиля.
Терморегулятор своими руками схема
Про конструкцию термостата можно сказать, что она не особа сложна, именно по этой причине большинство радиолюбителей начинают свое обучение именно с этого прибора, а так же именно на нем оттачивают свои навыки и мастерство. Схем прибора можно найти очень большое количество, но самой распространенной является схема с применением, так называемого компаратора.
Данный элемент имеет несколько входов и выходов:
- Один вход отвечает подачу эталонного напряжения, которое отвечает необходимой температуре;
- Второй получает напряжения от датчика температуры.
Сам компаратор принимает все поступающие показания и сравнивает их. В случае если будет генерировать сигнал на выходе, то он включит реле, которое подаст ток на обогревательный или холодильный аппарат.
Устройство и принцип работы
После пуска силового агрегата часть тепла, образующегося при сгорании топлива, идет на нагрев картера и головки блока. Для обеспечения нормальной смазки и улучшения смесеобразования мотор должен прогреться до 85-105°С (зависит от модели ДВС). Установленный в контуре охлаждения терморегулятор не позволяет хладагенту циркулировать через радиатор. Антифриз ходит по внутреннему кругу, позволяя мотору прогреваться до рабочей температуры за 5-10 минут. По мере прогрева термостат пропускает хладагент в теплообменник машины, охлаждаемый вентилятором.
Принцип работы регулятора основан на температурном расширении жидкого или твердого наполнителя.
Увеличивающийся в объеме материал смещает штангу с клапаном, который распределяет потоки антифриза. В схеме предусмотрены пружины, возвращающие заслонки в исходное положение при снижении температуры жидкости. Элементы конструкции закреплены в корпусе, изготовленном из силумина или термостойкого пластика. На некоторых автомобилях монтируются термостаты без внешней оболочки, установленные в блок цилиндров силовой установки.
Термостаты с твердым наполнителем
Регуляторы с твердым рабочим веществом оснащаются герметичной камерой, заполненной синтетическим воском (церезином). Принцип действия основан на переходе воска при прогреве из твердой фазы в жидкую. Раствор воздействует на эластичную манжету и связанный с ней толкатель. Подвижная штанга связана с тарельчатым клапаном, позволяющим антифризу циркулировать по малому (или внутреннему) кругу или пропускать жидкость в теплообменник для охлаждения.
Полученный материал отличается стабильным коэффициентом расширения при переходе из твердой фазы в жидкую и обратно. За счет стабилизации параметра температура хладагента поддерживается в допустимом диапазоне.
Термостат с жидкостью
Регулятор с жидким рабочим веществом устроен аналогично конструкции с твердым заполнителем, но раствор находится в герметичном сильфоне. Жидкость состоит из смеси дистиллированной воды и этилового спирта. При температурном расширении в сильфоне возникает избыточное давление. Элемент распрямляется и через связанный с ним шток открывает канал отвода антифриза в бачок теплообменника. Количество жидкости, перекачиваемой в радиатор, зависит от температуры антифриза в блоке цилиндров.
Виды терморегуляторов
Водонагреватели могут быть оснащены разными терморегуляторами. Основные виды – это стержневые, капиллярные, электронные.
Термостат стержневой
для водонагревателя – это сегодня самый популярный вид. Представляет собой небольшую в диаметре трубку, функционирующую по законам физики. При нагревании трубка линейно расширяется и давит на выключатель, а при остывании происходит сжатие и включение ТЭНа.
Имеет недостаток в неточности работы, так как его расположение близко к подводу воды.
Накопительный бойлер выполнен так, что при выходе горячей воды, в бак тут же поступает холодная, чтобы водный уровень всегда был одинаковым. Так как терморегулятор стержневой находится вблизи подвода холодной воды, то ему остаётся критически мало времени на расширение до нужных размеров. Холодная жидкость быстро его остужает, и бойлер во время его применения функционирует почти что без остановки.
Стержневой термостат для водонагревателя
Капиллярный защитный
термостат для водонагревателя является более современным решением. Состоит он из такой же трубки небольшого диаметра, в которой находится капсула с контрастной жидкостью. Такой терморегулятор меняет свой объём от температуры в ёмкости нагревателя. При определённом нагреве вода давит на мембрану
, которая связана с электроконтактами.
Капиллярный термостат для водонагревателя
Электронный термостат
для водонагревателя считается также современным вариантом. Для лучшего функционирования он взаимодействует с защитным реле
. Это даёт возможность аварийному отключению питания в случае, если ёмкость водонагревателя пуста.
Электронный термостат водонагревателя Ariston
Безусловно, есть и другие классификации термостатов. Если рассматривать со стороны главного управляющего элемента, то можно выделить электромеханические и электронные приспособления. Если взять за основу способ указания температуры, то бывают простые и программируемые. Накладные и врезные термостаты
выделяют на основании типа установки.
Devi Smart.
Стоит 8500р.
Термостатом нельзя пользоваться без смартфона и Wi-Fi — это необычное решение производителя.
Скорее всего нет и облачного сервиса: если так — пусть терморегулятор будет примером.
Просто — красивый терморегулятор.
Вообще ничего нет интересного в мобильном приложении Devi Smart.
Разве что пошаговая настройка при подключении терморегулятора в сеть:
Тип регулирования: «Пол» – для систем поддержания комфортной температуры поверхности пола. «Воздух + пол» — для отопления помещения при помощи нагрева пола. «Главный» – датчик воздуха + контроль темп. пола для ограничения максимальной и/или поддержания минимальной температуры. «Воздух» – для отопления помещения другим источником. (Например, электроконвектором).
Тип покрытия пола, установленного над нагревательной системой — автоматически установить рекомендованные ограничение температуры пола.
Тип помещения — автоматически установить рекомендованную температуру воздуха. Мощность нагревательной системы — позволит рассчитывать потребление энергии электрическим нагревателем.
И т. п.
Ну еще можно выделить многопользовательский режим доступа к терморегулятору при помощи «Передать дом» и «Принять дом».
Как проверить
Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу можно приблизительно условно. Исключения составляют случаи, когда он заклинил в полностью открытом или закрытом положении. В таком случае по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры можно сделать вывод о возможной неисправности термостата.
В горячей воде термостат должен открыться
Можно проверить термостат и своими силами, сняв его с автомобиля. Для этого его или поливают кипятком, визуально наблюдая открытие, или греют в емкости с водой на электроплитке, контролируют температуру градусником и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти метода дают весьма неточный результат, не позволяя отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, полученной в лаборатории завода-изготовителя.
Профессионально проверить термостат можно только в специализированных точках диагностирования, так как неправильная его работа бывает связана с другими неполадками двигателя, которые нужно уметь различать. Если у вас нет нареканий на работу двигателя, который зимой «удерживает» стрелку термометра в нормальной зоне, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Точная диагностика работы прибора подразумевает участие опытного специалиста и специального оборудования.
Как работает термостат в автомобиле – основные функции
Когда вы заводите двигатель, в начальный момент он находится в холодном состоянии. Благодаря термостату, охлаждающие жидкости (тосол или антифриз) сначала проходят по малому циклу охлаждения, циркулируя в таком состоянии до рабочей температуры силового агрегата, а именно, пока он не достигает 95 градусов по Цельсию. Делается это для того, чтобы уменьшить время разогрева мотора до этой отметки, также снижается его износ, и вредные выхлопы держатся на минимальном уровне.
Функция термостата, которая выполняется им в автомобиле, заключается в блокировании подачи охлаждающей жидкости по большому кругу охлаждения. Это устройство обеспечивает перекрытие клапана протекания антифриза через радиатор авто, отчего состав двигается по малому циклу, то есть только через двигатель. Учитывая принцип работы, производители автомобилей чаще всего ставят термостат между мотором и радиатором, но иногда могут быть исключения, всё зависит от типа силового агрегата и устройства охлаждающей системы.
5 Правила установки
Установить термостат для котла отопления своими руками вполне возможно, но при отсутствии элементарных навыков лучше доверить это дело профессионалу. Есть правила, которые необходимо соблюдать, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для нормального функционирования прибора:
- 1. Высота крепления приспособления не должна быть ниже 150 и выше 170 см. Это позволит обеспечить точное измерение температуры в помещении. Если же нарушить это правило, датчик будет работать некорректно.
- 2. На термостат не должны падать прямые солнечные лучи в любое время суток, поскольку это также нарушит его функционирование. Не стоит располагать его в непосредственной близости от бытовых приборов, которые могут повлиять на работу и нарушить процесс регулировки температурного режима. Например, портативные обогреватели, кондиционеры и другие предметы нередко искажают показания датчика.
- 3. Ставить датчик необходимо в том помещении, в котором чаще всего находятся обитатели дома. Если комната, где он расположен, наиболее отдаленная и редко посещаемая, нарушается точность показаний.
Рекомендуется выбирать термостат, который произведен той же фирмой, что и отопительный котел. Это облегчит монтаж и исключит несовместимость приспособлений.
Первый этап — установка той части термостата, которая будет находиться в непосредственной близости от отопительного прибора. Для этого в устройстве есть специальные провода. После этого необходимо соединить датчик с рабочей частью. Если же устройство беспроводное, это не требуется.
Важным моментом является настройка самого датчика. Для этого необходимо включить котел на максимальную мощность, подождать, пока температура в помещении, где установлен термостат, станет комфортной. После этого измерить термометром показатель возле приспособления. Именно этот уровень будет максимальным значением, которое будет давать сигнал об отключении котла.
Далее следует задать параметры, настроить часы и дни недели, в которые необходимо поддерживать температурный режим, если это требуется. Если же прибор не имеет такой функции, работа закончена. При выполнении всех правил устройство станет верным помощником.
Терморегуляторы для котлов отопления — ценные устройства, позволяющие не только поддерживать оптимальный микроклимат в помещении, но и экономить топливо, энергию и средства владельца.
Подготовка сырья для творческого процесса
Залогом достойного результата является правильные приготовления и организация рабочего места. Для начинающих созидателей рекомендуется использовать газетную или журнальную бумагу, так как она отличается небольшой плотностью, гибкой структурой, а также она достаточно быстро размокает.
Помимо данного сырья можно использовать бумажные полотенца, туалетная многослойная бумага, различный картон и другой бумажный материал. Сцепляющим компонентом может служить клей ПВА, разведенный теплой водой (1: 1), обойный клей для бумажных изделий или сваренный из муки, а также картофельного крахмала клейстер.
В этом случае следует учесть один нюанс – остывшая смесь значительно густеет, поэтому нужно работать нужно с массой более жидкой консистенции. Из ингредиентов понадобятся растительное масло, жирный крем для нанесения на основание поделки для последующего снятия заготовки с каркаса.
В некоторых случаях основу просто смачивают водой. Нужны ножницы, стеки, лезвие, кисти, краски, лаки, различные материалы для украшения поделок. Чтобы приготовить пластичную бумажную массу, измельчите картон или любую бумагу, залейте горячей водой и оставьте на 12часов. Остывшую смесь слегка нагрейте (не более 20минут), слейте лишнюю воду. Смесь измельчите с помощью блендера, добавьте склеивающий компонент и замесите руками бумажную смесь.
В итоге должна получиться структура, напоминающая мягкий, рыхлый пластилин.Теперь можно приступать к созданию индивидуальных шедевров.
Термостат с жидкостным наполнителем
Для регулировки температуры ОЖ существуют две разновидности термостатов – одни включают в себя жидкостный наполнитель, другие – твердый. Каждый термостат содержит основной клапан; величина температуры, при которой такой клапан открывается, обозначена на корпусе самого термостата.
В случае жидкостного наполнителя термостат имеет конструкцию, в которую входят: сам корпус; цилиндр из латуни (гофрированный); двойной клапан. В цилиндре содержится особая жидкость, обладающая температурой закипания от 70 до 75 °С. Основной клапан термостата закрыт до тех пор, пока величина температуры ОЖ мотора меньше величины температуры закипания того наполнителя, который содержится в термостате. При этом антифриз циркулирует по меньшему кругу (иными словами, непосредственно в самом двигателе – в охлаждающий радиатор антифриз не направляется).
Когда температура ОЖ достигает 70-75 °С, то жидкость из гофрированного цилиндра термостата кипит, затем испаряется. При этом сам цилиндр испытывает давление, которое расширяет цилиндр – вследствие этого шток двигается и перемещает клапан, в итоге создается циркуляционный круг, позволяющий ОЖ проходить сквозь радиатор.
При достижении температуры антифриза величины 90 °С клапан термостата открывается в полном режиме, причем его кромка, имеющая косую фаску, закрывает малый круг циркуляции для прохождения антифриза.
Какие бывают неисправности термостата, их признаки и причины
Неисправность одного из основных узлов системы чаще всего связана с износом или коррозией некоторых элементов. На начальном этапе подобных деформаций, изменения незаметны, а потом случается так, что клапан завис в открытом или закрытом положении. Иногда встречается неполное открытие клапана. При этом автовладелец может не сразу заметить неисправность, потому что симптомы открытого термостата возникают только при небольшом морозе, когда прогрев ДВС идёт долго.
Если клапан термостата заклинило полностью в закрытом положении, то движок может перегреться даже при отрицательной температуре окружающей среды. Требуется незамедлительно заменить термостат на новый.
Если открытие термостата происходит очень рано, то это может указывать на бракованное изделие или самодельное, или устройство просто не подходит для вашей модели автомобиля.
Если клапан термостата заклинило наполовину или в полностью открытом состоянии, то ДВС будет долго прогреваться до рабочей температуры. А в зимнее время двигатель вообще не прогреется, да и печка греть совсем не будет. Отмечу, что если детали исправны, то при нуле двигатель прогреется до рабочей температуры за 5-7 минут.
Автомобильный термостат может быть некачественным изначально. В этом случае открытие клапанов происходит несвоевременно. Такое нарушение не опасно, но может бить по бюджету из-за увеличения расхода топлива. Чтобы суметь вовремя диагностировать проблему надо знать, какие типы поломок существуют и как проводить тестирование самостоятельно.
Причины неисправностей термостата:
- Появление накипи на металлических деталях, штоке. Это происходит из-за плохого качества охлаждающей жидкости либо несвоевременной её замены. Накипь затормаживает работу клапанов и штока, что приведёт к некорректной работе термостата.
- Вибрационные разрушения. Как правило это появляется при использовании некачественных или бракованных термостатов. В таких устройствах плохо завальцованы соединения и стыки, а также плохая герметизация медного цилиндра.
- Деформация резинового уплотнителя. Чаще всего это происходит из-за высоких температур, которые вызывают в резине протечки или трещины. Также перегревается мембрана между штоком и наполнителем.
Перечислю признаки неисправностей термостата:
- ДВС постоянно перегревается – стрелка на приборной панели всё время находится в красной зоне. Это означает, что антифриз не проходит к радиатору.
- ДВС плохо прогревается, а при повышенных нагрузках он очень быстро перегревается. Это указывает на то, что клапаны заклинило в среднем положении, в результате чего только небольшое количество охлаждающей жидкости попадает в радиатор, чего, разумеется, недостаточно для охлаждения мотора при высоких нагрузках.
- Слишком долго прогревается движок. Это значит, что открыт патрубок к радиатору, из-за чего антифриз постоянно охлаждается и не даёт силовому агрегату прогреться до рабочей температуры.
- Стрелка температуры двигателя после остановки поднимается, а при движении – падает.
- Нижний патрубок становится тёплым после 3 минут работы движка. Это означается, что термостат открыт постоянно.
- Нижний патрубок холодный, но стрелка указывает на перегрев мотора (ДВС при этом работает долгое время). Это означает, что термостат заклинило в закрытом положении. Исключение – поломка датчика вентилятора радиатора.
- Дополнительные признаки: печка в салоне дует прохладным воздухом, снижается динамика авто, увеличивается расход бензина.
Самое опасное – это моментальный перегрев двигателя в жаркое время года, что приведёт к его поломке. А если двигатель не выходит на рабочую температуру, то повысится износ узлов и ухудшится эффективность моторного масла.
Возможные неисправности
Любые неполадки в системе автомобиля негативно отражаются на его работе в целом. Что касается термостата, то главной причиной его неисправности считается коррозия. Она покрывает штырь и цилиндр. В результате этого возникает пульсирующий поток охлаждающей жидкости.
Перечислим еще несколько признаков, указывающих на неработающий клапан:
Нижний патрубок остается теплым в течение пары минут работы двигателя.
Двигатель перенагревается слишком быстро, при этом оба патрубка имеют одинаковую t.
В момент работы прибора стрелка демонстрирует меньшую температуру. Ее показания увеличиваются лишь в момент, когда «движок» останавливает работу.
Устройство остается в закрытом положении слишком долго, его как будто «заклинивает», несмотря на то, что температура показывает закипание.
Неисправный термостат влечет за собой массу проблем. К сожалению, он неремонтопригодный агрегат. Его цена не слишком велика, но все равно не каждому хочется покупать новую деталь.
Иногда термостат ломается не из-за того, что его подвижные части подверглись износу. Это бывает, когда под клапаны попала грязь, накипь, или сломалось уплотнительное кольцо. В этой ситуации можно не прибегать к полной замене детали. Водитель сможет просто снять термостат, обработать его веществом, удаляющим отложения и установить на место. Для работы подойдет средство для ликвидации накипи на водонагревателях.
Если клапан откроется при попадании в кипяток, значит, прибор функционирует. Перед тем, как вернуть деталь на место, необходимо заменить уплотнительное кольцо и промыть систему специальным раствором.