Настройка моноблока под саб
Содержание:
- Содержание:
- Из теории аэродинамики
- Советы по настройке сабвуфера
- Четвертый шаг: настройка акустической фазы
- Настройка — усилитель — промежуточная частота
- Для чего нужна настройка сабвуфера
- Моторы данного отечественного автомобиля
- Музыка для настройки сабвуфера
- Настраиваем сабвуфер
- Выбираем музыку для настройки
- Размещение и подключение сабвуфера к домашнему кинотеатру
- Gain Level
- Тонкости настройки оборудования
- Зачем нужно настраивать сабвуфер в салоне автомобиля
- Выбираем музыку для настройки
Содержание:
Из теории аэродинамики
Советы по настройке сабвуфера
- Спешка и правильная настройка акустической системы — несовместимые между собой вещи. На качественную настройку следует выделить несколько часов свободного времени.
- Проверять звучание лучше всего на известных или любимых треках, где точно можно отличить правильное звучание от искаженного.
- Прослушивать треки для проверки следует при закрытых дверях и окнах на водительском сидении, так можно уловить малейшие недочеты.
- Не ограничивайтесь проверкой на одном треке, лучше всего будет внимательно прослушать несколько композиций различного жанра и с различным набором звуковых частот.
- Не существует определенных параметров на которые нужно устанавливать показатели фильтров. В данной статье приведены лишь оптимальные и самые популярные установки параметров. Настраивать же необходимо, исходя из личных вкусовых предпочтений, следя за гармоничным звучанием фронтальных мидбасов и сабвуферной головки.
Отрегулировав все фильтры указанным образом, можно достичь громкого звучания сабвуфера, при этом он будет работать гармонично, не перекрывая общий музыкальный тон. Такая настройка подойдет для всех музыкальных жанров и поможет расширить диапазон их звучания.
Четвертый шаг: настройка акустической фазы
Для того чтобы басы звучали в гармонии с остальными частотами, выдающимися из фронтальных динамиков и при этом не возникало ощущаемого разделения на стороны автомобиля, нужно верно настроить акустическую фазу. Данный параметр настраивается по личным ощущениям водителя и регулируется фазовращателем Acoustic phase, который расположен на лицевой панели усилителя. Следует постепенно вращать фазовращатель регулировки фильтра по направлению часовой стрелки до того момента, пока фронтальные динамики и сабвуфер не начнут играть в одной плоскости / акустической фазе (не будет ощущения отдельного выдавания баса с зада). Композиции для проверки необходимо прослушивать на водительском сидении, где отслоение звука всегда более ощутимо.
Посмотрите видео по настройке:
Настройка — усилитель — промежуточная частота
Настройка усилителя промежуточной частоты включает проверку режимов транзисторов и настройку каскадов УПЧ и фильтра сосредоточенной селекции.
После настройки усилителя промежуточной частоты приступают к налаживанию высокочастотной части приемника, которая включает контуры гетеродина, преселектора ( антенные и сеточные), и если в приемнике имеется каскад усиления высокой частоты, то дополнительно и высокочастотные контуры этого каскада. Налаживание этой части приемника состоит в подстройке ( предусмотренными для этого органами или элементами схемы) всех высокочастотных контуров для обеспечения перекрытия по частоте в пределах требуемого диапазона и для обеспечения необходимого сопряжения между контурами гетеродина и соответствующими высокочастотными контурами в остальных цепях приемника.
Для настройки усилителя промежуточной частоты требуется ГСС-6 и ИВ-4 или ламповый вольтметр. Чтобы точно настроить контуры усилителя, необходимо выключить систему АРУ. Этого можно добиться, закоротив конденсатор фильтра АРУ ( С5з на рис. 15 — 8) или подав на вход регулируемого каскада такой сигнал, при котором амплитуда напряжения на входе выпрямителя АРУ будет меньше напряжения задержки.
Описывая настройку усилителя промежуточной частоты, мы предполагали, что в нем применены фильтры промежуточной частоты промышленного изготовления с индуктивной связью между контурами. В таких фильтрах расстояние между катушками устанавливают с расчетом получения необходимой степени связи. Обычно эта связь выбирается равной критической, при которой получается наибольшее усиление, а резонансная характеристика остается одногорбой.
Налаживание пробника заключается в настройке усилителя промежуточной частоты.
Настройка тракта AM начинается с настройки усилителя промежуточной частоты.
После налаживания низкочастотной части приемника переходят к настройке усилителя промежуточной частоты.
Убедившись в нормальной работе детектора, приступают к настройке усилителя промежуточной частоты.
Постоянство чувствительности и избирательности по диапазону в супергетеродине объясняется неизменностью настройки усилителя промежуточной частоты, вследствие чего его усилительные и избирательные свойства сохраняются в основном постоянными для любой частоты принимаемого сигнала.
Генератор предназначен для настройки высокочастотных трактов любительских радиовещательных приемников, в частности для настройки усилителей промежуточной частоты, укладки диапазонов по частоте, настройки входных контуров, проверки чувствительности в любой точке каждого диапазона.
Если параллельно динамику подключен измерительный прибор ( вольтметр переменного тока или другой индикатор), то по его показаниям настройка усилителя промежуточной частоты получается точнее, чем на слух. Последний способ очень удобен на практике.
Все остальные соображения и замечания, которые были изложены в разделе 10, остаются в силе и ими следует руководствоваться и в случае настройки усилителя промежуточной частоты по станциям.
Включив ГСС на вход лампы регулируемого каскада, устанавливают частоту ГСС по шкале настройки равной мин настраиваемого диапазона. Коэффициент модуляции а амплитуду выходного напряжения ГСС выбирают так же, как при настройке усилителя промежуточной частоты. С по — 1иощью ручки настройки приемника ротор блока конденсаторов переменной емкости, настраивающих контуры усилителя, устанавливают в положение максимальной емкости. Ротор подстроечного конденсатора поворачивают в среднее наложение. Затем, перемещая сердечник контурной катушки, добиваются максимума показании ИВ.
При отсутствии ИВ вместо него можно истюльзозат Н ЛВ или индикатор настройки аналогично тому, как она использовались при настройке усилителя промежуточной частоты. Настройку усилителя высокой частоты начинают с его последнего каскада, а в каждом каскаде — с наиболее коротковолнового диапазона, если в контуре применяются секционированные катушки. Если же для каждого диапазона служат отдельные катушки, то порядок настройки по диапазонам может быть любым.
Приемник должен принимать всю эту полосу частот, иначе высшие частоты модулирующего сигнала срезаются и передача искажается. Однако от ширины полосы пропускания усилителя промежуточной частоты зависит избирательность приемника по соседнему каналу, причем, чем уже полоса пропускания, тем лучше избирательность. Таким образом, настройка усилителя промежуточной частоты заключается не только в настройке его контуров на промежуточную частоту, но также в получении необходимой полосы пропускания, чте зависит от формы резонансной кривой этого усилителя.
Для чего нужна настройка сабвуфера
Если коротко — для того, чтобы с его помощью максимально точно воспроизводились низкие музыкальные частоты. Если устройство настроено верно, то динамический диапазон воспроизведения музыки значительно расширяется, что позволяет автолюбителю улавливать звуковые колебания не только ушами, а буквально всем телом.
Обычная пара автомобильных колонок с этой задачей не справится. Колонки отлично передают высокие и средние звуковые частоты, но вот с трансляцией басов у них серьёзная проблема, которая возникает из-за их конструктивных особенностей. Так что если автолюбитель желает слушать музыку во всём её великолепии, ему придётся установить и настроить дополнительное устройство, каковым и является сабвуфер.
Моторы данного отечественного автомобиля
Для силовых агрегатов, которыми «АвтоВАЗ» любезно комплектует свои универсалы, разработчики применили 4-цилиндровые блоки. Рабочий объем всех «пламенных сердец» составляет 1,6 литра.
Существуют такие версии моторов:
- «К7М» — агрегат, обладающий конструкцией головки 1.6 8 клапанов, и способный на воспроизводство мощности в 84 «силы». Двигатель производится на румынском отделении «Automobile Dacia», принадлежащем Рено.
- «К4М» — версия 1.6 16 клапанов, производимая на европейском предприятии «Renault Espana». Параметр мощности агрегата достигает 105 л. с. Также аналог данного мотора производится в условиях отечественного подразделения «ОАО «АвтоВАЗ». Именно этот вариант обеспечивает соответствие регламенту «EURO-5», хотя немного растерял потенциал в характеристиках (мощность – 102 л. с., а момент – 145 Н*м).
- Двигатель от «ВАЗ» (код – «11189»), который обладает традиционной по конструкции с головкой 1.6 8 клапанов и может сгенерировать мощность в 87 л. с.
Повторимся, что от версии мотора напрямую зависит расход бензина.
Музыка для настройки сабвуфера
Существуют специальные программы (так называемые тонгенераторы), позволяющие настроить сабвуфер в машине. Это удобно и быстро, однако не следует забывать одну простую деталь: человек в машине будет слушать музыку, а не тонгенератор. И полагаться он будет не на дисплей осциллографа, а на собственные уши. Следовательно, проверять сабвуфер следует только с помощью музыки, дабы не выпадать из звукового контекста. А выбирая музыку для проверки, следует помнить, что в любом музыкальном произведении есть два типа низких частот:
- Низы полезные.
- Низы паразитные.
Так вот, от паразитных низов можно (и нужно) избавляться с помощью грамотной настройки сабвуфера. Простой пример: в рэпе, хип-хопе, дабстепе и других современных стилях часто используются очень низкие частоты, не превышающие 25 Гц. Человеческое ухо такую частоту практически не воспринимает. Ощущать её люди могут лишь на физиологическом уровне (она вызывает определённый дискомфорт). Это и есть «паразитные низы», удаления которых человек не заметит. Обилием таких низов грешит в основном электронная музыка.
Отсюда вывод: оптимальным вариантом для проверки сабвуфера будет музыка, в которой задействованы не электронные, а настоящие инструменты. Хорошим вариантом могут быть классические произведения, в которых низких частот тоже хватает.
Используя для настройки сабвуфера классическую музыку, можно решить сразу 2 задачи:
- во-первых, настоящие инструменты довольно редко издают звуки частотой ниже 30 Гц, соответственно, уровень паразитных низов будет сведён к минимуму;
- во-вторых, человек прекрасно представляет себе, как звучит тот или иной живой инструмент (чего нельзя сказать об инструментах электронных). Возможно, он даже слышал звучание живых инструментов в консерватории или где-то ещё. Соответственно, у него будет возможность сравнить звучание живого инструмента с тем, что ему выдаёт сабвуфер. И если разница в звучании будет существенной, человек всегда сможет настроить сабвуфер точнее, так как ему есть на что ориентироваться;
Настраиваем сабвуфер
1) Ручку уровень громкости на сабвуфере поставьте на на минимум.
2) Ручку частоты среза на сабвуфере установите в значение 50 Гц (или ниже на 10-20 Гц значения нижней границы частотного диапазона Ваших фронтальных колонок).
3) Включите фонограмму с хорошим уровнем низов (например тестовый диск — «музыка для сабвуфера» — Deep Bass (2004) или реп, хип-хоп и т.п.). Поднимите уровень громкости сабвуфера с помощью его ручки громкости до уровня, примерно соответствующего громкости фронтальных колонок. Выключите фонограмму.
4) Далее нам понадобится тестовый диск со списком частот типа АудиоДоктор FSQ. На нем последовательно произносится голосом значение частоты и звучит тон. Громкость звука не должна быть ни тихой, ни слишком громкой. На уровне громкости обычного разговора.
Сначала проходим весь ряд частот от 20 до 200 Гц для выявления частот, на которых уровень или слишком громкий или слишком тихий, определяем частоты, на которых возникают резонансные явления (дребезжание стекол, гудение стенок мебели и т.п.).
Если уровень громкости, начиная с 20 Гц, идет более или менее равномерно, потом уменьшается в районе 40-90 Гц, а еще через несколько частот (например на 110 Гц) громкость снова растет до нормального уровня, то Вам необходимо увеличить частоту среза сабвуфера до значения, после которого уровень снова начинает идти нормально (в данном случае — это 100-120 Гц).
Пройдите ряд частот от 20 до 200 Гц заново. Скорректируйте уровень громкости, а может и частоту среза фильтра сабвуфера. И так несколько раз, пока уровни громкости не станут достаточно равномерными.
Какие явления Вы можете наблюдать при прохождении диапазона?
a) Частоты 20-40 Гц вообще не слышны, а остальные частоты слышны нормально. Это ограничение полосы сабвуфера (загляните в его инструкцию в раздел «Технические характеристики» ).
б) Предметы в комнате на определенных частотах резонируют. Определите эти предметы и, по возможности, удалите их или нейтрализуйте. На дребезжащие окна можно повесить тяжелые шторы. А, если рамы старые деревянные, «посадить» стекла на герметик.
Попробуйте поэкспериментировать с расположением сабвуфера, проверяя каждое перемещение с помощью прослушивания частотного диапазона 20 — 200 Гц.
5) После проведения всех настроек, необходимо включить воспроизведение музыки с глубокими басами. Если бас слишком громкий, искаженный и/или не четкий, то необходимо уменьшить уровень громкости сабвуфера до исчезновения искажений. Можно попробовать уменьшить динамический диапазон баса (если на сабвуфере имеется переключатель динамики баса). Можно покрыть стены, пол, потолок звукопоглощающими поверхностями. Если в сабвуфере имеется фазоинвертор сзади, то необходимо отодвинуть сабвуфер от стены, чтобы уменьшить количество басов, для увеличения — наоборот придвинуть.
6) Далее включается обычная джазовая оркестровая музыка, потом симфоническая музыка, электронная, рок, кино со взрывами и т.д. и проверяется не слишком ли мало или много басов. Если мало — уровень громкости сабвуфера слегка увеличивается, если много — наоборот. Можно попробовать увеличить или уменьшить динамический диапазон сабвуфера.
При подключении сабвуфера через «колоночные» входы (минуя встроенный усилитель):
— при подключении сабвуфера параллельно фронтальным колонкам, следует проводить настройку фильтра низких частот фронтальных каналов или в самом сабвуфере (если в нем имеется настраиваемый фильтр низких частот на «колоночном» входе);
— при подключении к отдельному внешнему усилителю сабвуфера — используется фильтр низких частот либо в этом усилителе (канале усилителя), либо в самом сабвуфере фильтр низких частот на «колоночном» входе.
Выбираем музыку для настройки
На этапе подбора подходящих треков можно действовать двумя методами:
- купить специальный диск (он продаётся во многих автомагазинах). На него записаны композиции с разными инструментами, с помощью которых можно определить недочёты отдельных компонентов акустической системы;
- использовать обычную музыку. Выбирайте композиции, в которых хорошо записан бас. Однако он не должен быть электронным! Нужны только «живые» инструменты — бас-гитара, контрабас и т. д. Проигрывайте композиции на невысокой громкости, чтобы исключить вероятность повреждения техники.
Для правильной настройки савбуфера выбирайте треки с «живой» музыкой, где присутствуют качественные басы
Размещение и подключение сабвуфера к домашнему кинотеатру
Некоторые думают, что установить акустику, можно абсолютно в любом месте жилого помещения. Однако это совсем не так. При неправильном размещении существует высокая вероятность потери качества звучания.
Чтобы акустика была установлена правильно, требуется учитывать несколько нюансов:
- Многие ставят саб в угол комнаты, так как считают, что так можно добиться практически идеального звучания. Однако такое размещение не может обеспечить точное звучание низких частот, а также качественное сопряжение с остальной акустикой.
- Если изделие оснащено 8 динамиками небольшого размера, то его следует разместить на расстоянии около одного метра перед одной из колонок. Такое расположение позволяет создавать иллюзию того, что бас идёт прямо с колонок. Данный вариант является идеальным для домашних кинотеатров небольших размеров. В таком случае саб необходимо устанавливать как можно ближе к колонкам. После того как устройство было размещено, требуется отрегулировать уровень громкости. Установить его нужно в таком положении, чтобы было хорошо слышно, откуда именно идёт звук.
- При поиске наиболее подходящего места, можно воспользоваться небольшой хитростью. Для этого следует включить любую музыкальную композицию с низкими частотами и перемещать сабвуфер. В зависимости от расположения саба, звук будет меняться. Это необходимо, чтобы получить идеальный баланс между всеми диапазонами частот.
Существуют проблемные помещения, в которых акустика звучит глухо. Настроить оптимальное звучание в них очень трудно. Можно попробовать походить по помещению с сабвуфером и послушать, как он будет звучать. А можно просто поставить изделие ближе к креслу или дивану.
Чтобы подключить любую модель саба требуется наличие сигнала и, естественно, питание. За обеспечение питания отвечает наиболее подходящая розетка.
Для подключения к медиаустройству используется разъём RCA. Поэтому потребуется соответствующий кабель. Один конец кабеля подсоединяется к линейному выходу на домашнем кинотеатре, второй — к разъёму на сабвуфере. Если линейного разъёма на кинотеатре нет, то подключение осуществляется с помощью клемм на сабвуфере. Правая и левая клеммы внешнего устройства соединяются с соответствующими клеммами саба с помощью акустического кабеля.
При подключении двух аудиоустройств, необходимо использовать Y — образный адаптер RCA. Если переходника нет под рукой, изделие следует подключать к выходным клеммам кинотеатра, строго параллельно колонкам.
Gain Level
Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.
Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.
Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.
Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:
Настройка гейна на слух (1 способ)
Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!
Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.
Настройка гейна на слух (2 способ)
Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.
Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.
Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите
Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.
Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа
Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:
Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя
Тонкости настройки оборудования
Разобравшись с тонкостями использования и акустического оформления, приступаем к «святая святых» – настройке звука. Подразумевается, что акустическое оформление на основании параметров Тиля – Смолла было рассчитано верно, машина проклеена виброизоляцией, и на шумоизоляцию тоже денег не пожалели.
Стоит заметить, что настройки для получения максимального звукового давления (SPL) и качественного звука (SQ) несколько различаются. Хочется надеяться, что вас интересует именно качество звука, а не то, как у вашей подружки вылетает парик в приоткрытую форточку. Итак, приступим.
- Для начала отключаем тонкомпенсацию (Load) в головном устройстве, эквалайзер ставим в нулевое положение (Flat). Bass boost на усилителе тоже пока не трогаем, оставим его в минимальном положении.
- На усилителе, если это возможно, выбираем максимальную крутизну ФНЧ (low pass). Отлично, если это 24дб/окт. Частоту среза выставляем на 110 Гц.
- Скармливаем магнитоле тестовый диск и включаем частоту 40, потом 60 Гц. Крутилкой (ой, потенциометром!) чувствительности регулируем усилитель, чтобы не было искажений на максимальной громкости магнитолы.
- Далее запускаем «скользящий тон». Слушаем, в каком диапазоне вступает мидбас, нет ли локализации. Если локализация баса присутствует – понемногу понижаем частоту среза со 110 вплоть до 70 герц.
- С локализацией разобрались. Теперь включаем «розовый шум» с басом сначала в противофазе, потом синфазно с мидбасом. Синфазный звук должен быть объёмным, «мясистым». Если наоборот – то смело меняем фазу. Для этого либо изменяем настройки магнитолы, либо щёлкаем соответствующим переключателем на усилителе, либо банально меняем местами провода на басовом динамике.
- Теперь запускаем белый шум и снимаем АЧХ. Если она соответствует вашему идеалу – оставляем всё как есть, результат достигнут. Если же нет – аккуратно задействуем подъём низких частот.
Для измерения АЧХ можно воспользоваться смартфоном, благо сейчас на платформе Android выпущено множество разных частотомеров и измерителей звукового давления.
Зачем нужно настраивать сабвуфер в салоне автомобиля
В комплектацию качественных аудиосистем входят сабвуферы, которые могут самостоятельно подстраиваться под магнитолу в автомобиле. Но существуют так называемые «пассивные» сабы, которые требуют индивидуальной настройки.
Необходимость правильной настройки можно почувствовать, оказавшись в салоне с некорректно работающим низкочастотным динамиком — в машине будет явно ощущаться слишком большой диапазон музыкальных частот, который приводит к резонированию обшивки и дребезжанию всех пластиковых деталей салона. Поездка при громко включенной музыке будет не доставлять удовольствие, а только обеспечит дискомфорт. Чтобы избежать такой ситуации, сабвуфер необходимо настроить индивидуально.
Выбираем музыку для настройки
На этапе подбора подходящих треков можно действовать двумя методами:
- купить специальный диск (он продаётся во многих автомагазинах). На него записаны композиции с разными инструментами, с помощью которых можно определить недочёты отдельных компонентов акустической системы;
- использовать обычную музыку. Выбирайте композиции, в которых хорошо записан бас. Однако он не должен быть электронным! Нужны только «живые» инструменты — бас-гитара, контрабас и т. д. Проигрывайте композиции на невысокой громкости, чтобы исключить вероятность повреждения техники.
Для правильной настройки савбуфера выбирайте треки с «живой» музыкой, где присутствуют качественные басы